Здравствуйте.
Какое-то время назад я перевел статью об изготовлении резонатора для двухтактного мотоцикла эндуро. Статья в общем толковая, но результат оказался тяжеловат, да и неидеален с точки зрения крепления к мотоциклу. Сегодня расскажу о другом варианте, который изготавливал Олег на мой мотоцикл.
Плюсы этой защиты, по сравнению с уже ставшими классическими «ковшами», следующие:
1. Меньше вес. В нашем случае не потребовалось делать монолитную защиту резонатора + картера, поскольку защита картера уже была. Вес нашей защитки составил всего 1622 грамма.
2. Меньше расход материала, особенно если сравнивать с вариантом изготовления защиты резонатора, представленным в прошлой статье, когда перед тем, как сделать финальный вариант, варился какой-то страшный «паук».
3. Выше жесткость.
4. Просто красивее выглядит.
В моем случае еще и закрывает раздолбанный и ржавый резонатор, со следами многочисленных вмятин и несколькими заплатками.
Сама защита резонатора конечно уже не выглядит так гламурно, как на первых фотках. Но я не мог опубликовать статью до тех пор, пока мы не испытали ее в бою, а именно на гоночке в Редуте и во время нескольких покатушек, в том числе по трассе эндуро-кросса в Старьсьяново.
Выявились недостатки, о которых позже расскажу в этой статье. Также появилось несколько вмятинок.
Но все равно даже мятая защита выглядит лучше, чем ржавый и убитый резонатор без нее 🙂
Изготовление защиты резонатора для двухтактника.
1. Элементы крепления к раме.
По какой-то причине люди боятся вариться к раме, хотя если делать это грамотно, никаких проблем не будет. Приваривать уши для крепления защиты резонатора к раме надо на заплатки — и тогда при очень сильном ударе (если конечно после него вообще от мотоцикла что-то останется), будет отрывать заплатку, и раму никуда не поведет и не порвет.
2. Силовой каркас.
Вместо того, чтобы делать защиту из 5-миллиметрового листа чего-либо, с точки зрения экономии веса и жесткости, проще сделать силовой каркас из четырех алюминиевых труб, огибающих резонатор. А на толщине листа сэкономить, поскольку основные удары в резонатор мы получаем снизу, и чаще всего от крупных бревен. При падении мотоцикла на бок удары не настолько сильные, и там нет необходимости делать защиту толщиной 5 мм.
А при падении мотоцикла с горы в ущелье защита резонатора вообще больше никому не понадобится 🙂
3. Обшивка листами алюминия.
Для изготовления защиты резонатора Олег использовал алюминий толщиной 3 мм. Марка Амг3.
В отношении жесткости боковых лепестков защиты я могу сказать только, что жесткость достаточная, поскольку не в состоянии передать сопромат, которым руководствовался изготовитель.
Хотя конечно, небольшие вмятины иногда появляются, но быстро правятся молотком в гараже.
4. Хитрости.
Защита должна легко сниматься, поэтому надо не переборщить с длиной боковых лепестков.
Также защита резонатора не должна выступать далеко вперед, иначе она будет цеплять переднее колесо.
Смысл в том, что при приземлении с прыжков, особенно на плоскач или не на заднее колесо, подвеска сжимается, база мотоцикла укорачивается. Переднее колесо движется назад и вверх, и в этом положении может цеплять защиту резонатора.
Но главный прикол в том, что если замерить ход колеса какой-нибудь длинной палкой в гараже, при изготовлении защиты, все равно может цеплять. Это связано с тем, что на ходу колесо мотоцикла крутится… И увеличивается в профиле, особенно если это какая-нибудь мягкая Петрошинка, как у меня.
Так и получилось в нашем случае. Замеры в гараже показали, что колесо вроде не должно приходить в защиту. Но на кроссовой трассе оказалось, что вполне себе приходит.
Чтобы резина не приходила в негодность, пришлось переваривать верхнюю трубу силового каркаса. Она была гнутой, в угоду дизайнерской задумке 🙂 Стала просто прямой.
Еще раз покажу конечный результат — и закончим на этом.
Все.