Здравствуйте.
Часто катаюсь на эндуро в Шаховском районе Подмосковья, поскольку у меня там малая родина, и, когда приезжаю проведать своих, конечно всегда беру с собой мотоцикл и езжу небольшие маршруты по 50-60 км., иногда просто тренируюсь в карьерах. В плане интересных маршрутов для эндуро, постараюсь сейчас описать местность, вдруг кому пригодится.
Вкратце, общий смысл этой статьи заключается в том, что на этой местности нет вообще ничего интересного, и ехать туда специально, чтобы катнуть на мотоциклах, вообще смысла никакого нет. Далее чуть более подробно.
Местность — это сплошные поля и леса, болот мало, много водоемов искусственного происхождения. За любой плотиной тянется интересная опасность, доставшаяся нам из Совка — ирригационные каналы и колодцы, иногда разбросанные по полям в случайном порядке. Раньше это была рабочая система полива полей, сейчас, когда даже последние трубы уже давно выкопаны и украдены, это просто опасные дырки, диаметром в канализационный люк, а глубиной… Ну, до 2,5 метров видел. По весне и осенью можно крутить ручку по полям, сколько душе угодно, но летом, когда трава высокая, и ничего не видно, необходимо соблюдать осторожность. В Великую Отечественную в Шаховском районе велись ожесточенные бои, даже знаменитый разъезд Дубосеково с памятником Панфиловцам — это совсем рядом, в соседнем Волоколамском районе. Соответственно, при езде на эндуро по лесам часто натыкаешься на окопы, брустверы, воронки от снарядов. Все это прилично заросло за много лет, в целом, найти такой окоп, чтобы через него можно было попрыгать на мотоцикле, сейчас сложно. Ближе к основным дорогам, вроде P90, в последние годы уже начинают разрастаться огороженные дачные поселки, поэтому случаи, когда вылетаешь из леса на забетонированное «клеточкой» поле с забором и вахтовкой вдалеке, у меня уже были несколько раз. На спутниковых картах эти «клеточки» только начали появляться, поэтому иногда это может стать неожиданностью. Рубишься к дороге — а упираешься в свежий забор.
Леса чаще всего труднопроходимы на мотоцикле, много завалов, бурелом.
Что интересного!
1. Много карьеров. Для любителей поштурмовать подъемы-спуски почти рай! Карьеры чаще всего песчаные, наиболее известны Ивановские. Есть и небольшие самопальные карьерчики, вроде Высоковского, на котором, кстати, я и тренируюсь, когда приезжаю один. Когда с друзьями, становится веселее, и мы едем на Ивановские. Карьеры эти давно заброшены, просто некоторые из них стали популярным местом для пикников у местных, остальные же представляют из себя почти идеальный полигон для тренировок на хард-эндуро.
2. Мотокроссовая трасса под Шаховской. Трасса для мотогонок находится всего в паре километров от Шаховской, на трассе, напротив деревни Лобаново, за строительным рынком. В основном, эта мототрасса известна тем, что на ней проходил один из этапов кантрикросса XSR. Я там был всего один раз в конце лета, конфигурация трассы мне понравилась, но вот ее состояние оставляло желать лучшего. Было очевидно, что после кантрикросса, на протяжении полутора-двух месяцев, за трассой никто не ухаживал. В принципе, даже желтые ленточки XSR, обозначавшие трассу, все еще висели тут и там. От дождей на подъемах и приемниках трамплинов образовались глубокие продольные промоины, попадание в которые практически гарантированно приведет к падению, поскольку ямы иногда просто по ступицу колеса мотоцикла. В связи с этим, сильно газить, на мой взгляд, на этом мототреке просто опасно. Но, тем не менее, эта трасса может быть неплохим вариантом скоротать выходные, с учетом выезда с палатками и шашлыкингом. Расположиться можно прямо рядом с трассой, поскольку народу там никого, и устроить лайтовую тренировку, просто ради удовольствия.
3. Локальные достопримечательности Шаховского района. Для сталкеров этот район Подмосковья предлагает весь спектр заброшенных сельхоз комбинатов, какие можно найти: коровники, зернохранилища, курятники… Почти в каждой деревне есть что-то подобное. И это совершенно не интересно!
Речушки в этой местности быстрые и мелкие, вроде Рузы, что, в свое время, было выгодно для строительства мелких местных гидроэлектростанций, вроде Якшинской ГЭС. Сейчас от них уже вообще ничего не осталось, и если из детства я помню остатки опор, то в наше время уже трудно найти даже их следы.
Есть рабочая точка ПВО, к ней есть грунтовка, которая не убивает злую эндурную резину, хотя там и полями-лесами прикольно едется. Местность там открытая, все хорошо просматривается, а подъехать можно довольно близко. Действующая, но интересно.
Усадьбы, в большинстве своем, не сохранились, а остатки усадебных строений не представляют из себя ничего интересного. Вот, к примеру, флигель Волочановской усадьбы или «Белый Дом» в Середе. Из интересных архитектурных достопримечательностей, есть церковь в Песках, но туда доезд по полям местами топкий и не очень интересный. Старый погост староверов я так и не смог найти, там такой жуткий бурелом, что на мотоцикле проехать не может быть и речи.
Есть насыпь старой узкоколейки, местами интересно в плане езды — эндурненько. Местами совсем не интересно. От самой УЖД осталась только насыпь, местами сильно заросшая. Никаких рельсов, разумеется, давно уже нет, все это добро разобрано и забыто.
В итоге:
Если, как и я, вы периодически оказываетесь в Шаховском районе с мотоциклом, то можете проложить маршрут к любой из названных выше точек. Будет эндурненько, интересно и красиво. Но специально сюда ехать совершенно незачем, поскольку местность не имеет никакой изюминки.
Все.