Здравствуйте.
Была у нас с небольшой группой товарищей такая инициатива, организовать мотогонку в виде классического эндуро, с фишкой в виде проезда через заброшенное здание. Гонку организовать мы не смогли, хотя разрешения все уже были получены. Эту статью пишу только для того, чтобы поделиться опытом получения разрешений на проведение мотогонки. Маршрут наш конкретный раскрывать не буду, поскольку есть у меня надежда когда-нибудь все же сделать эту гонку, учтя совершенные в этот раз ошибки. В остальном, если статья покажется кому-то полезной, буду рад!
Кому это надо и зачем.
Для организации какой-то локальной гонки, вроде мотокросса, кантрикросса или эндуро-кросса, я так понимаю, что согласие местных властей не требуется, поскольку гонки проводятся на куске земли, который, в разных ситуациях, представляет из себя трассу для мотогонок из-за того, что никому не принадлежит, либо принадлежит какому-нибудь богатому любителю мотокросса, либо имеет спорный статус. Знаю все три варианта, но называть конкретные трассы не буду, чтобы не привлекать лишнее внимание к хорошим людям, которые эти трассы содержат. Когда на трассе регулярно кто-то гоняет, местные жители привыкают к этому и никому не приходит в голову вызывать ментов или иным образом вставлять палки в колеса.
С эндуро все сложнее. Эндуро-гонки проводятся на открытой территории, трассы могут проходить по землям, находящимся в частной собственности или по сельхозугодиям, к примеру. Огородить всю трассу не представляется возможным, поскольку обычно длина маршрута составляет около 50-ти километров разной степени оффроуда. Для проведения таких мотогонок уже требуется разрешение местной администрации, поскольку случаи приезда сотрудников правопорядка на гонку, по вызовам бдительных граждан, я сам лично наблюдал (на «Раменских«, к примеру). Не исключены и случаи выхода бдительных местных жителей с вилами прямо на трассу (как на «Ладоге«, к примеру), с целью получения ответов на вопросы: «Кто вы?», «Че зесь делаете?», «Кто разрешил?»
И далее есть два варианта. Либо организатор знаком с Главой местной администрации, звонит ему и говорит: «Слыш, Коль, мы тут с пацанами погонять собрались» — и получает разрешение. Либо у организатора нет ничего, кроме энтузиазма и нескольких крепких друзей для расчистки трассы. И в этом запущенном случае можно продолжать читать эту статью.
Еще есть один быстрый вариант — заручиться поддержкой МФР. Но для этого надо выполнить целую кучу правил, которые для обычного любительского уровня соревнований совершенно не нужны, и даже мешают, а также пробить внесение организуемой мотогонки в календарь МФР в качестве, если мне память не изменяет, «традиционного» соревнования. Но, если у вас есть поддержка МФР, вы точно не будете читать эту статью. А если ее нет — то забейте, я с МФР связывался, и это явно какая-то лишняя волокита.
Необходимый минимум.
Мы, конечно, не с бухты-барахты собрались делать гонку. У нас был достаточный минимум средств для этого: квадрик, пара бензопил, люди, маршрут, пара пикапов. Маршрут казался интересным, и кажется таковым до сих пор. Люди были готовы помогать на голом энтузиазме. Бензопилы на квадр — и вперед расчищать трассу! Разведки проводились на наших же боевых мотоциклах в конце прошлого года, когда местность представляла из себя суровое затопленное осенними дождями трофи с поваленными деревьями через каждые 10 метров. Работы по расчистке много. На неделю где-то. Но объем работ выглядел реально выполнимым.
Так же, необходимо выбрать адекватную дату гонки. Для этого есть календарь мотогона, который, я уверен, и так все знают. Причем, надо ориентироваться, в основном, на прошлогодний календарь, поскольку множество гонок проводятся ежегодно в одно и то же время. Лучше не попадать в один и тот же день с известными мотогонками.
После разведки я начал общение с местной администрацией, которое продлилось около полугода. Почти сразу потребовалось Положение или Регламент. Регламент я за 15 минут слизал с прошлогоднего регламента Кузьмича, который использовался на «Раменских». Выкладываю рыбу, можете вбить туда свои данные, администрацию такой регламент точно устроит, а для участников можно состряпать и что-нибудь попроще, чтобы не перегружать лишней информацией.
Понятное дело, что надо также продумать хотя бы простейшую экономику данного мероприятия, но это уже отдельная тема.
Обращение в органы.
В нашем случае было достаточно обратиться сразу в Администрацию района, а они уже сами передали дело в спорткомитет при Администрации и направили соответствующие письма в администрации сельских поселений. Вся переписка велась через сайт и по мейлу. Поскольку сейчас все госорганы обязаны регистрировать входящие обращения и отвечать на них, это очень экономит время на личные поездки и бумажные письма по почте. Но это в Московской области, допускаю, что много где почту даже не читают.
Все началось с моего письма следующего содержания:
«Весной 2016 года, в конце апреля-начале мая, хотим провести на территории ________________ района массовое мероприятие — любительскую гонку на внедорожных мотоциклах. Трасса предположительно будет пролегать через территории __________ и _______________ сельских поселений и не будет проходить по дорогам общего пользования, то есть, никаких помех для личного и общественного транспорта создано не будет.
Обязуемся осуществить сбор мусора на прилегающей территории (сейчас там присутствуют стихийные нелегальные свалки), очистить лес от бурелома (в тех местах, через которые будет проходить трасса). Также понимаем всю ответственность и примем меры безопасности для участников и зрителей.
Помимо расчистки леса и прилегающей территории от мусора, данное мероприятие окажет благотворный эффект на экономику района, поскольку, для удобства зрителей, к мероприятию планируем привлечь местные мобильные точки общепита.
По количеству человек. Планируем максимум 60 участников, скорее всего соберется около сорока. И около 100 человек из числа организаторов, поддержки и болельщиков.«
Через полтора месяца, почувствовав, что пора долбить, я начал названивать в администрацию и писать туда письма с требованием предоставить ответ на свое обращение. Почти моментально были получены ответы от администраций сельских поселений, с которыми в это время связался спорткомитет района.
Из ответов стали понятны встречные требования о том, что:
1. Необходимы разрешения всех собственников земель, по территориям которых проходит маршрут мотогонки.
2. Необходимо разрешение от Комитета лесного хозяйства Московской области.
3. Необходимо разрешение от районного Управления МВД.
Причем, написан ответ был таким образом, что в нем уже было дано согласие. То есть, не возражаем, если получите разрешения от тех-то и тех-то.
По первому пункту, пришлось мне слазить на кадастровую карту росреестра и даже немного изменить предполагаемый маршрут для того, чтобы обогнуть территории, находящиеся в частной собственности и не ходить к ним за разрешениями. Написал об этом по мылу в спорткомитет района, приложил ссылку на карту — и этот пункт был закрыт.
Далее началась коммуникация с Лесниками и МВД. Тут надо понимать, что всем, совершенно ВСЕМ государственным органам на мотогонки наплевать. Если бы была какая-то реальная причина не разрешить, ответ был бы получен в максимально сжатые сроки. Но причин не разрешать проведение эндуро-гонки нет, и они тупо не знают, что написать в ответ. В идеале, я получал формулировки «такой-то орган не возражает». Так же встречались вариации на тему: «этот вопрос находится вне нашей компетенции» — это чуть хуже, поскольку содержит ответ «ХЗ».
Менты отвечали очень долго, пару месяцев. Но потом не просто ответили письмом о том, что не возражают, но и позвонили мне по телефону, я поболтал там с каким-то капитаном, обещали даже дать машину патруля. В целом, общение понравилось, проблем никаких не было. Но вот сроки ответа…
Лесники в упор не понимали, что я от них хочу. Нагуглив контакты Комитета лесного хозяйства Московской области, ну, поскольку в ответном письме из сельской администрации был назван именно этот орган, я начал в него долбиться звонками по телефону и письмами по электронным каналам связи. Комлесхоз упорно не одуплялся, чего я от него хочу. Через пару недель коммуникации (кто-то там, то заболел, то в отпуск ушел), меня отправили в ГКУ МО «Мособллес». Я без понятия, как эти две «организации» соотносятся и за что отвечают, но, через какое-то время мучений с «Мособллесом», я был отправлен… ОБРАТНО В КОМЛЕСХОЗ!!!
Уже подзамучившись, я написал еще раз в Комлесхоз о том, что меня отфутболили обратно. И, наконец, сделав невероятное усилие, Комлесхоз выдал мне следующее:
То есть, буквально, следующее: «да делайте, что хотите, и отстаньте от нас!».
Собрав всю кипу согласований в сканах, загрузил еще раз в Администрацию района — и наконец получил положительный ответ.
Сухой итог.
1. Запаситесь временем и терпением.
2. Большинству госорганов на вас плевать, и работать они не хотят только потому, что не знают, что написать, чтобы вы от них отвязались.
3. Выходите на исполнителей и терзайте их по телефону — это значительно ускорит процесс.
4. Возьмите на заметку карту Росреестра и цитату из ответа Лесников — может пригодиться и сэкономить время.
Почему мы так и не сделали гонку.
Вся вот эта кутерьма, которую я описал в этой статье, заняла почти полгода вялотекущей переписки и телефонных переговоров. Мы тупо опоздали к намеченной дате гонки. Решили перенести сроки с весны 2016 года на конец лета 2016 года, написали еще одно письмо в Администрацию района и получили быстрое согласование. Затем приехали на местность… А там ЖЕСТЬ! За лето все заросло так, что для прорубания и разметки трассы потребовалось бы уже не неделя, а три! К тому же, отвалились некоторые из наших волонтеров, просто не выдержав ожидания. Но это уже второстепенный фактор. Главное, что мы не учли — это тот момент, что наша местность годится для эндуро-гонки только ранней весной. Летом все заволакивает таким бурьяном, что это уже даже на трофи перестает быть похоже.
Так что этот момент тоже надо держать в голове и делать на него запас по времени, начиная коммуникацию с Администрациями поселений, Лесниками и МВД.
Удачи!
UPD!
И сразу же апдейт! Пока эта статья валялась в черновиках, успело произойти одно значимое и обидное для любителей трофи-рейдов событие: отмена гонки «Вепсский лес 2016». Зарубили гонку именно лесники, написав в своем ответе, что не предоставлены согласования с МВД и муниципальным округом. Из документов, размещенных на сайте «Ладоги» и РАФ, очевидно, что разрешения, тем не менее, получены были. Наверное, кто-то там с кем-то что-то не поделил, но это их дело. Мы же должны намотать на ус еще два тезиса, один из которых является противоположным озвученному мной в этой статье: захочет кто-либо из компетентных организаций зарубить вашу гонку — непременно и без проблем зарубит. И второй тезис, наоборот, лишь подтверждающий мой опыт: что получение разрешения на гонку надо начинать сильно заранее и не ожидать, что ответ сразу будет либо «да», либо «нет». В этом плане, опыт оргов «Ладоги» печален тем, что старт должен был произойти 23 сентября, а отрицательный ответ от лесников был получен 21 сентября, когда часть участников уже расположились по координатам базового лагеря, остальные же находились на высоком старте, ввалив кучу денег и времени в подготовку и организацию. И этот момент пробакланили именно орги. Не уподобляйтесь!
Все.