Здравствуйте.
Решил написать статью о замене дисков сцепления на мотоцикле BMW F650GS. Процесс этот может быть долгим и нудным, а может — легким и простым, при условии проведения маленького колхозного тюнинга возвратной масляной магистрали. В любом случае, оба варианта сейчас рассмотрим.
На этом мотоцикле сцепление, как и все остальное, надежное и крепкое. Тем не менее, и его можно умудриться сжечь, засев в песке, как это сделал я, или в какой-нибудь жидкой грязи. Сцепление может глючить немного по-разному, в зависимости от вышедшего из строя элемента, но чаще всего все выливается в недостаточное прижатие дисков друг к другу и, как следствие, пробуксовку сцепления. То есть, даем газу, мотоцикл обороты набирает, но не едет. Со временем так можно и совсем остановиться, так что диски надо менять при первых симптомах или при их приближении.
Частая проблема со сцеплением на разных мотоциклах — тяжело выжимается, даже при хорошо смазанном тросике. Тяжелый выжим сцепления может быть вызван выработкой на самой корзине сцепления, когда на ней дисками выбиваются канавки. Лечится это либо заменой самой корзины (когда канавки большие), либо подтачиванием корзины надфилем (помогает временно и не всегда). Но на BMW F650GS я не наблюдал таких проблем, все сцепления, которые я видел, были в нормальном состоянии, без выработки.
Да, и еще! Многие говорят, что при использовании масла Motul на мотоциклах BMW F650GS начинает проскальзывать сцепление! То есть, не всегда надо грешить на износ дисков и пружин, вполне возможно, что просто не то масло залили!
Переборка сцепления мотоцикла BMW F650GS.
1. Нам надо снять левую крышку картера. Либо нам придется сливать масло, разбирать половину мотоцикла, совершенно также, как при замене сальников помпы. Либо, при условии доработки возвратной масляной магистрали, просто, не сливая масло, кидаем мотоцикл на бок и откручиваем крышку.
Перед тем, как снять рычаг переключения передач, следует поставить мотоцикл на передачу для того, чтобы заблокировать корзину сцепления — так ее можно будет открутить без специнструмента.
Понятно, что, чтобы каждый раз не мучиться, следует проверять выработку дисков и пружин и осматривать корзину сцепления при каждой замене сальников помпы — просто, чтобы лишний раз туда не лазить.
2. Откручиваем пружины, снимаем диски. Если мотоцикл на передаче, корзина не будет крутиться. В случае, если все-таки проворачивается, надо зажать тормоз, либо каким-то другим образом заблокировать заднее колесо.
Если нам надо заменить саму корзину, либо ищите специальный инструмент, либо блокируйте заднее колесо мотоцикла на передаче. Ни в коем случае нельзя блокировать корзину запихиванием гаечного ключа в саму корзину! Ломается она легко, стоит недешево!
3. Смотрим на состояние дисков и пружин.
Длина пружины измеряется штангенциркулем и должна быть 43 мм. Старая и новая пружина, для иллюстрации.
Измеряем толщину дисков. Неподвижные — 1,5 мм., фрикционные, с напылением — 3,5 мм.
4. Меняем все, что износилось, ставим бутерброд из дисков в корзину.
На маркировки не обращайте внимания, это ни на что не влияет, просто через один Первым идет неподвижный диск, последним — фрикцион.
Есть феншуй, в соответствии с которым диски сначала надо утопить в моторном масле, перед установкой. Не лишено смысла, но не думаю, что это дает какой-то заметный эффект.
Оригинал или неоригинал — тоже особой разницы замечено не было. Но тут уже надо понимать, что разница в качестве дисков сцепления влияет на их срок службы, следовательно, чтобы заметить разницу, надо достаточно долго эксплуатировать мотоцикл.
Обязательно надо обратить внимание на износ тарелки, поскольку этот фактор также может влиять на пробуксовку сцепления.
Обращаем внимание на выжимной подшипник (по центру). Он у многих болтается после предыдущей установки крышки двигателя. Должен быть жестко запрессован. Если пора менять — это обычный радиальный подшипник открытого типа 15X32X9.
5. Собираем корзину сцепления. Вот здесь желательно соблюсти моменты затяжки.
Корзина сцепления (если снималась) — 140 Нм.
Тарелка сцепления (прижимает пружины) — 10 Нм.
Левая крышка двигателя — 10 Нм.
Все.