Здравствуйте.
Так получилось, что помогаю, по дружбе, Айдасу с переводом на русский с литовского части его статей о путешествиях на мотоцикле. Дошли руки до приведения в порядок его мотопробега Лиссабон-Владивосток в 2013 году. Почитал — интересно! 🙂 Поэтому мы с ним решили разместить его у меня в качестве гостевого отчета.
С чего все начиналось? Мотоцикл всегда был моей юношеской мечтой. Скорее всего, на это повлиял тот факт, что в детстве я очень много времени проводил, катаясь на велосипеде, с утра до вечера гонял с друзьями, это было наше основное времяпровождение. Так что двухколесные виды транспорта мне не были чужды. Однако, до определенного момента, воплотить в жизнь мечту мне мешало финансовое положение, а потом, когда возможность появилась, я уже был с головой погружен в другие занятия.
Переломный момент наступил в 2009 году, когда я принял участие в съемках месячного прохвата на мотоциклах вокруг Черного моря. Тогда, отсняв мероприятие, я вновь вернулся к моей юношеской мечте. За 30 дней мы преодолели почти 10 000 км. Я был пассажиром, и высидеть на заднем сидении столько времени было чем-то вроде испытания. Тем, кто меня вез, тоже было нелегко – маршрут тянулся не только по асфальту, ехали и по песку, и по гравию. На вопросы, «Почему именно этот маршрут?», «Почему на мотоцикле?», и еще на многие другие «почему» отвечу просто: потому что путешествие проходило по Европе и России, где похожий менталитет, и все процессы, происходящие здесь, более или менее понятны.
Основной причиной выбора транспорта в этом и других путешествиях был мой вдохновитель, путешественник-автомобилист и главный редактор журнала «AutoBild Lietuva» Витолдас Милюс. Он путешествует на машине, а я предпочитаю мотоцикл. Похожего на него клоуна, но на мотоцикле, в Литве еще не было, так что я попробую занять это место. Думаю, у многих возник вопрос: как такой неопытный водитель, который управляет мотоциклом всего лишь второй год, осмелился даже подумать о таком маршруте? Не пытается ли он прыгнуть выше головы? У тех, кто знаком со мной, и знают меня получше, такого вопроса, думаю, не возникало и они свято верили в успех мероприятия. Мои рассуждения на эту тему были просты, как три копейки: собирался я не на Дакар, а во Владивосток, путь лежит по дороге – хорошей, плохой, это как повезет, но принцип той же, что и на уроках вождения в мотошколе, где я проехал свои первые километры. Иначе говоря «ехать-то прямо», так что потихоньку, не спеша, доеду как-нибудь до этого Владивостока.
По дороге Лиссабон — Владивосток, соединяющей Атлантический и Тихий океаны, Витолдас Милюс в 2010 году пролетел за 11 дней и почти 16 часов. Все, кто хоть раз на мотоцикле ездил дальше, чем от своего дома до ближайшего кафе, согласятся со мной, что на марафонных дистанциях соревноваться на мотоцикле с автомобилем равносильно попытке обогнать бегом скользящего по льду Виктора Ана (конькобежец на шорт-треке. Прим. пер.).
Тем, кто далек от мотоциклов, коротко поясняю. В салоне машины ты защищен от внешних воздействий, ты сидишь более или менее комфортно и расслабленно. Рулить можешь то одной, то другой рукой, а можешь, если постараться, рулить ногами, и в это же время успевать кусать бутерброд. На мотоцикле же ты должен быть предельно внимателен, сконцентрирован, правая рука должна быть постоянно на руле, так как надо постоянно «крутить ручку» (разве что имеется система поддержки скорости). Все тело работает намного интенсивней, чем в автомобиле, в результате получаем более раннее переутомление. Конечно же, в общем потоке мотоцикл передвигается быстрее, чем автомобиль, но с полным баком топлива большинство из них может проехать всего лишь 200-300 км., в то время, как автомобиль около 600-900 км. Это в три раза больше. Другими словами, скорость мотоцикла уже должна быть выше минимум на 5 км/ч., чтобы компенсировать время, потраченное на дозаправки. Плюс еще питание, смена одежды на открытом воздухе – получаются все 15 км/ч. На машине в сутки я обычно могу проехать около 2200-2500 км. Покажите мне мотоциклиста, способного проехать столько же – я хочу ему пожать руку! Я не говорю, что это невозможно, но людей, способных выдерживать такие дистанции на мотоцикле, единицы!
Для реализации задумки понадобилось немалое время. Сама идея появилась в феврале 2013 года, я загорелся ею, как малолетний пацан. Как только появлялась свободная минута, я сразу же приступал к изучению и проработке маршрута. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что домашнюю работу выполнил «на 5 с плюсом».
В Португалию из Вильнюса мотоцикл добрался за 4 дня, и потом еще неделю стоял в ожидании моего приезда. В Лиссабон я прилетел вечером и весь следующий день посвятил получению мотоцикла с терминала «DSV», распаковке и подготовке его к фотосессии на Мысе Рока.
И вот наступил этот долгожданный день – 1 августа 2013-го!
От гостиницы до самой западной точки Европы всего около 40 км. Накануне вечером была жара, и я решил одеться в летнее. Тут-то я и просчитался! Утром было всего лишь 19 градусов тепла, так что поездка не показалась мне приятной. На мотоцикле было не жарко. На Мысе Рока, около памятного камня с крестом, не было ни одного человека. Да и что им там было делать в такую рань и в такой холод?
Сделал несколько фотографий с мотоциклом перед стартом, послал их в Литву, и в 7:00 по местному времени двинулся в путь по пустым и извилистым дорожкам, назад, в сторону Лиссабона, а от него — на северо-восток, до испанского города Вальядолид, а затем и дальше в сторону Бордо. В первый день удалось проехать 1400 км. Результат превзошел ожидания на 100 км, так как изначально, за первый день мототрипа, я планировал проехать от Лиссабона до Бордо.
Можно было проехать и больше, если бы не сорокадвухградусная жара. А чем быстрее едешь, тем жарче становится. В первую ночь спал около 6-7 часов, проснулся еще до будильника и чувствовал себя хорошо отдохнувшим. В пятницу после 15:00 уже был в Германии, но здесь меня встретили огромные пробки, хотя в это не было ничего странного: пятница, послеобеденное время, лето, все едут отдыхать. Мысли, что сегодня жара не будет так утомлять, быстро улетучилась на отметке в 42 градуса, плюс 150-километровая пробка со скоростью движения в 50 км/ч., и, в конце дня, авария на ремонтируемом участке дороги, в результате которой образовалось 20 км. стоящих машин, сквозь которые кое-как удалось протолкаться за два часа. На второй день, преодолев снова 1400 км., удалось достичь Лейпцига, где меня ждал немецкий шницель, бокал пива и Витолдас Милюс, направляющийся по рабочим делам в Рим. После хорошего шницеля и шести часов качественного сна, я двинулся в сторону Берлина. В середине дня температура поднялась до отметки в +32 градуса, но ближе к Литве упала до +26. Ехать в такую погоду очень комфортно, да и польские автомагистрали – одно удовольствие. Немного странно, что для мотоциклистов плата за проезд такая же, как и за автомобили. Но как бы то ни было, средняя скорость ничуть не меньше, чем в Германии. Европа благоприятствует любителям скорости, но все же, если хочется, чтобы путь не был таким скучным, лучше выбирать дороги местного значения.
Проехав за день 1200 км., достиг Вильнюса. Перед самым въездом встретил двух голландских мотоциклистов. Заинтересовавшись, не нужна ли помощь и получив отрицательный ответ – они просто остановились изучить дальнейший маршрут – я поехал на заправку. И кто бы мог подумать, что через 10 минут мне самому понадобится помощь! Залив заранее бензина, чтобы на следующий день не отвлекаться на это, я обнаружил, что из мотоцикла выбежал весь антифриз, залив раскаленный двигатель и обдав меня струей пара. Было похоже, что мое путешествие закончилось в самом неожиданном месте и самым неожиданным образом! Дело в том, что этот мотоцикл до меня использовали как демонстрационный в Эстонии. На одном из тестов клиент не справился с управлением и, проскользив на боку, ударился в бордюр. В результате чего были помят пластик и некоторые декоративные элементы мотоцикла. Все декорации поменяли, но не заметили, что при инциденте досталось и радиатору, который сместился на несколько миллиметров. В результате чего радиатор уперся в вентилятор, который и протер его через некоторое время. За 4 часа его удалось поменять на аналогичный, снятый с демонстрационного мотоцикла «Nippon auto Lietuva», представителей Хонда в Литве. Поломка не была сложной, и могла быть устранена имеющимися под рукой инструментами в любой точке маршрута, но просто дома это получилось сделать намного быстрее и легче. Лег спать только в первом часу ночи и позволил себе отдохнуть подольше. Ближайшая цель четвертого дня пути – Граница Латвии с Россией.
С погодой повезло, настроение прекрасное — я отдохнул и выспался. Немного беспокоил сам процесс пересечения границы — все легально и все документы в порядке — но предыдущий опыт подсказывал, что всего можно ожидать. Очередей не было, так что на территорию таможни удалось попасть очень быстро. Но тут то мое везение и закончилось. Передо мной было всего лишь четыре машины, но обед, смена караула или еще какие нибудь «стандартные» процедуры не позволяли русским таможенникам начать работу еще полтора часа! После сытного обеда вышла важная тетя и снисходительным жестом позволила мне проехать без очереди. Процедура прошла быстро и складно, так что через полчаса я был уже снова в пути.
Дорога от границы до Москвы, которой, наверное, водители фур пугают своих непослушных детей, не была похожа на кошмар. Местами покрытие было абсолютно новым, местами не совсем новым, но достаточно хорошим. Больше всего мешали передвижению ремонтные работы, но на мотоцикле преодолевать их гораздо проще, чем на машине. В очередях перед реверсивными светофорами я не стоял, проезжая вперед до начала очереди и потом, никому не мешая, двигал дальше. А вот дорога через Резекне (Латвия) – вот чем в действительности стоит пугать детей! К Москве приблизился уже в сумерках. Поток машин – коллосальный, что и неудивительно: воскресение, вечер, все возвращаются в город после выходных. На двухполосной дороге автомобили двигаются четырьмя полосами, одна из которых – «зеленая» — предназначеная для тех, у кого в номере есть буква «Х» или цена машины превышает 50 000 $. Строго придерживался цели на тот день – ночевка за Москвой, прекрасно понимая, что, если остановившись до Москвы, рискую попасть в еще большие пробки в понедельник утром. Саму Москву проехал по МКАДу, где и в 11 вечера движение более, чем интенсивное – по всем 4 полосам машины несутся по 110 км/ч. Очень удивило то, что большинство участников движения маневрируют прогнозируемо, показывая все поворотники. Уже на выезде из Москвы впервые за все время попал под дождь. Ночью при такой погоде ехать тяжеловато, особенно, если на мотоцикле не установлены дополнительные противотуманки. Но от начала пути уже было пройдена треть всего маршрута – 5283 км. Остановился на ночевку в придорожном мотеле за городом.
Утром показалось, что начинает светить солнце, и погода будет хорошая. Но ощущение оказалось обманчивым, дождь лил весь день, как из ведра, и поездки это совсем не облегчило. По пути встречалось много ремонтных работ, плотный траффик грузовиков, двигающихся в обоих направлениях. Можно было бы порадоваться – вот и в Россию пришла цивилизация и совсем скоро дороги тут будут ничем не хуже европейских, но нет – даже на отремонтированных участках дорога неровная, с колеями. Наверное дорожные рабочие прогуляли уроки геометрии как раз тогда, когда там проходили про прямые, и ли наоборот – слишком хорошо выучили тему кривых. Хороших участков очень мало, и европейских дорог тут еще придется подождать. Плохое состояние трасс, отсутствие режима работы у водителей грузовиков прекрасно отображают, то тут, то там, расставленные вдоль дороги кресты и памятные камни. Есть участки, где на каждый километр пути стоят по три памятника в честь погибших на дороге. Хочешь — не хочешь, незаметно для себя сбавляешь скорость. Ночевку планировал устроить в Уфе у знакомого, Александра, поэтому пришлось продолжать путь и после того, как стемнело. В России редко край дороги обозначен столбиками с отражателями, так что без столбиков, без разметки, по незнакомой и не самой лучшей дороге, когда темно и идет дождь – не самый лучший и простой способ передвижения. Но все таки результат за день не самый плохой – преодолено 1200 км., и общая пройденная дистанция за пять дней уже составила 6600 км. В Уфе меня уже ждал Александр со своей женой, которые приготовили мне и ужин и мягкую постель. Немного пообщавшись с прекрасной и веселой семьей рухнул в кровать. Спал около 5 часов, но, похоже, с недостатком отдыха уже свыкся. Немного неразберихи добавляла смена часовых поясов и постоянно меняющийся график. Организм просто не успевал перестраиваться.
Если говорить о питании в дороге, то сторонники правильной диеты скорее всего стали бы меня проклинать. С самого начала в мой рацион входило то, что можно найти на бензоколонках, всякие хот-доги, гамбургеры и прочая гадость, в этом роде. Пищевой ценности никакой, просто очереной раз набитый непонятно чем желудок. Намного важнее в дороге вода. Водой я запасался всегда, используя трехлитровый кемелбак фирмы “Kreiga”, которого мне хватало на весь день. В жаркие дни, когда пил больше воды, запасы приходилось пополнять на заправках. Позаботившись о себе, нельзя забывать и про мотоцикл. Как мне и говорили раньше, недостаток бензина чувствуется больше в Западной Европе, чем в России. По крайней мере на этом этапе путешествия заправки замечал примерно каждые 10 км. Тут можно до сих пор приобрести давно забытый у нас бензин АИ-76, который скорее всего помнят лишь те, кто видел Московские Олимпийские игры и наблюдал полет Мишки над олимпийским стадионом. Чаще, чем заправки, встречаются шиномонтажки, где можно приобрести или починить колеса различного типа. Это в очередной раз показывает, в каком состоянии местные дороги и кто с этого живет. Машины с двумя, тремя а то и со всеми четырьмя запасками на крыше – обычная картина. По количеству запасок можно определить длину пути или судить о неосторожности водителя. Проехать от Москвы до Владивостока без единого прокола равносильно полету на Луну. Количество выкинутых в канаву покрышек вызвало бы инфаркт у любого немца. Экология.. А что это?.. Где это?.. Наверное намного дальше, чем Владивосток.
Думаю, у большинства читателей возникнет вопрос: как же скучно наверное ехать одному целыми днями? Ну, обета молчания я никому не давал, так что, останавливаясь, в среднем, на дозаправку каждые два часа, я всегда общаюсь с местными, которым всегда любопытно, сколько стоит и сколько тянет мотоцикл? После этих вопросов интересуются, какой движок и сколько бензина потребляет, а, услышав ответ, качают головами, удивляясь и приговаривая, что почти как машина. Ну и наконец спрашивают, откуда я и куда направляюсь. Удивление было прямопропорционально преодоленному и оставшемуся преодолеть расстоянию. Если вначале пути все ахали, услышав конечную цель, так при приближении к этой цели люди больше удивлялись, откуда я еду.
Шeстой день был довольно тяжелым. Челябинск.. Все знают, что челябинские мужики настолько суровы, что не ездят на мотоциклах, а таскают их в руках. По одному в каждой. Челябинск, в свое время, был построен как крепость, в настоящее время являясь административным областным центром и большим городом тяжелой промышленности. Прославился Челябинск не благодаря героям из Нашей-Раши, а упавшему здесь метеориту, красивое приземление которого местные засняли на 168 установленных в разных машинах камер высокого разрешения со всех ракурсов. Могу подтвердить – метеорит точно упал где то здесь, чему свидетельствует огромное количество кратеров разных размеров, которые находятся по всем окрестным дорогам. Другой причины их появления я не вижу.
После Челябинска самым большим испытанием для меня стала дорога в Омск. Мой навигатор Garmin Montana, который с самого начала служил мне верой и правдой, проложил ближайший путь в Омск прямо через Казахстан. Отрезок этот казался довольно коротким, всего около 200 км. Дорога прокладывалась еще в советское время, когда не было важно, по территории какой республики она проходит. Поэтому, при желании добраться до Омска, я встал перед выбором: пересечь Казахстан, при этом потеряв не менее 5-6 часов на пересечение государственных границ, или же выбрать окружную дорогу? Я остановился на втором варианте. Перед глазами возникло огромное облако пыли с ныряющими в него и выныривающими грузовиками. При объезде я видел знак, предупреждающий, что дорога находится в плачевном состоянии и огрвничением скорости в 40 км/ч. Такие условия продолжались на протяжении 30 км.
Дорогу нельзя было даже назвать лесной – было такое ощущение, что она после бомбежки. И даже при скорости всего лишь в 40 км/ч., я обгонял всех, как припаркованных, ловя на себе грустно-завистливые взгляды, мол как я быстро все-таки еду. В тот вечер, уже на закате, доехал до Ишима, и остановился поискать в навигаторе ближайшая гостиница. Около меня тормознул местный байкер – огромная ему благодарность – и сказал, что местная гостиница – это комнатка в общаге по цене четырехзвездочного отеля. Меня не долго пришлось уговаривать проехать в ночлежку, называемую «Мото-пост», специально оборудованную для тех, кто путешествует по этому маршруту на мотоцикле. Евгений долго извинялся за неудобства, за туалет на улице и за недостаточно электрифицированный домик, но это все же это была крыша над головой. Не пришлось искать никакой норы с медведем, с ним договариваться, чтобы впустил переночевать, просто приехал, переночевал и уехал. Правда, или ввиду занятости, или еще по каким причинам, или просто, не помню, из-за усталости, но «по 50» предложено не было, хотя я воспользовался все-таки запасенными в холодильнике консервами. Утро встретило бодрящей свежестью. Еще с вечера похолодало, так что я немного замерз и проснулся с болью в горле. Вчера был достаточно трудный день – преодолено 1000 км., пришлось долго бороться с сильным ветром, да и состояние дороги измотало порядочно. Можно было ехать или очень медленно, или чуть быстрее и амортизировать все неровности дороги усилиями ног. Плюс уже начал чувствовать недосып.
На седьмой день ничего особенного не произошло. В планах была ночёвка в Новосибирске, где проживали люди, чьи контакты у меня имелись. За 200 километров до Новосибирска я, перекинувшись парой слов с четырьмя мотоциклистами, получил предложение остановиться у них. Но, поскольку скорость нашего движения была разной, мы договорились созвониться через пару часов. Всё в этой поездке, а особенно мои решения о ночёвках, менялось непрогнозируемо и молниеносно. Каждое предложение остановиться как можно ближе к цели моей поездки я принимал с радостью. Поэтому, когда через 100 километров мне предложили проехать ещё 250 километров от Новосибирска до Кемерово и остановиться на ночёвку там, я согласился не раздумывая.
Оставшиеся 300 километров я ехал с молодым человеком, который получил права 4 дня тому назад, но уже успел проехать пару тысяч километров. Ехал он осторожно, особенно на обгоне. Для того, чтобы ему было легче, мы договорились, что первым поеду я. Снова к закату удалось добраться до места ночёвки, а также поставить мотоцикл в безопасном гараже его отца, поужинать и в тепле переночевать в старой “хрущёвке”. А на утро, с новыми силами, пуститься в дальнейший путь. Масштабы в России, как в расстояниях, так и в других аспектах несколько, иные, чем в Европе. «Городку”, в котором я ночевал 95 лет, а численность населения приближается к 600 000. Цель дня- Красноярск. Там меня ждали предназначенные для бездорожья шины «Continenal» TKC80.
Решение поменять покрышки было принято ещё в Литве, при подготовке к поездке. Из располагаемой мной информации было ясно, что начиная от Красноярска дорога будет ухудшаться, и на гравийке безопаснее будет использовать специально предназначенные для этого колёса. По пути в Красноярск встретил не меньше двухсот мотоциклистов. Все они направлялись в Новосибирск, где на выходных должен был проходить какой-то мотослет. В России расстояния считаются немного по другому. Странно, например, звучит, когда человек говорит, что «слет проходит у нас», хотя это «у нас» находится на расстоянии в 1000 км. Или едет к своей девушке за 1000 км. Напрашивается вопрос: сколько же у этой девушки таких, которые едут за те же 1000 км, так как дождаться единственного байкера, наверное, не у всех хватает терпения. Ради прикола спрашивал у местных, действительно ли тут медведи ходят по дорогам, на что мне с юмором отвечали, что медведи-то ходят, но вот дорог-то и нет! И правда, у дороги на обочине мне повстречалось очень много чучел медведей, некоторые из них продавались, а с некоторыми можно было и сфотографироваться за 100 рублей. Я нашел одну такую бесплатную, валялась у дороги.
Правда местные поговаривают, что бояться то нужно не медведей, а людей. Около одной из придорожных деревушек под названием Хилок в 2012 году был зверски убит японский мотоциклист – путешественник, который ехал из Японии в Кувейт. Поставил палатку у деревни, а наутро был найден с 34 ножевыми ранениями. Был украден лишь мотоцикл, который нашли через 2 дня у нигде не работавших и ранее судимых парней 20 и 21 лет. Это предупреждение, что иногда лучше предпочитать ночевку в лесу в компании медведей, чем у конкретных людей. Вдоль дороги полно грибников, которые торгуют грибами, хотя ни разу не видел, что бы кто-то останавливался около них. Похоже, что это просто своеобразное времяпровождение,сидишь себе у дороги, общаешься с такими же, как ты, а вечером приходишь домой и жаришь грибы. Во время путешествия я заметил, что люди в России внимательнее и чаще смотрят в зеркало заднего вида. Кажется, что в этих краях водители не привыкшие к мотоциклистам, но это не так – они очень внимательные. Но все же трудно поверить, что водители здесь такие же честные, как в Германии, и я делаю вывод, что тут такое правило, чей автомобиль круче, тот и прав. Большинство знают, что чаще всего мотоцикл дороже их машины, или не дай Бог не заметишь в зеркало летящий на огромной скорости BMW Х6.
На дорогах хватает различного вида мотоциклов, например в сервис в Красноярске меня проводили местные полицейские-мотоциклисты, так как по указанному адресу его невозможно было найти ни при помощи навигации, ни с картой, ни с помощью спрошенных людей, которые не связанны с мотоциклами. С удовольствием поболтав с местными, я заменил резину с шоссейной «Continental Conti Trail Atack» на более строгую «Continental TKC80». Было немного жалко расставаться с той, на которой проехал от Лиссабона – резина была в хорошем состоянии и по километражу можно было бы доехать до самого Владивостока.
Но все же поменять покрышки было правильным решением, и это стало очевидным уже на следующий день. Дорожное покрытие заметно ухудшилось. И хотя в некоторых местах дорога отремонтирована, в основном вся в ямах, выбоинах и колдобинах. На некоторых участках асфальта не было десятки километров. Иногда удавалось ехать все 130 км/ч., но были моменты, когда приходилось тащиться под 30. В любом случае, все внимание было приковано к дороге, и надо было быть очень внимательным. На ровном месте вдруг появлялась огромная дыра, или на повороте вдруг заканчивался асфальт и начиналась гравийка. Нельзя было расслабиться ни на секунду, на такой дороге мотоциклист постоянно должен быть сконцентрированным на 100 %. Вечер прошел не так, как я планировал. Место ночевки я предполагал устроить примерно в 200 км за Красноярском, где у меня были контакты местного байкера.
Но оказалось, что его коллега неправильно указал город, и, проехав мимо Бородина, я остановился около Канска. Связавшись с байкером, выяснилось, что я проехал его местоположение на 70 км. Начал взвешивать все за и против, не двинуться ли дальше искать место, но начался туман и пришлось возвращаться в Бородино. Уже сидя за накрытым столом и попивая огненную воду, получил очень интересное и заманчивое предложение наведаться в закрытый город Зеленогорск, но я не хотел терять полдня на захватывающий и экстремальный объезд, и поэтому двинул в сторону Иркутска, предварительно заехав по пути на открытую шахту по добыче угля.
Погода была интересной – иногда опускался такой смог, какого не встретишь в Вильнюсе. Видимость – всего около километра, а дальше хоть глаз выколи. Это потому, что вокруг много шахт, заводов, в каждой деревушке дымится какая нибудь труба. Тяжелая техника тоже не добавляет свежести.
По рассказам местных основная причина смога — это выжигание тайги. Люди специально поджигают лес, а потом, потушив, за бесценок скупают обожженную древесину для дальнейшей перепродажи в Китай. Что меня ждет за Иркутском – трудно сказать.
Пробовал поспрашивать у местных байкеров, но они о том, что за Байкалом, говорят как о космосе. «Там бездорожье, много лесов» и т.д. и т.п. Конечно же, это не совсем правда, те, кто путешествовал там на машинах, говорили, что состояние дорог улучшилось, но, как я уже упоминал, там уже почти месяц каждый день шли дожди, и некоторые участки просто смыло. В общем, единственное, в чем можно было быть уверенным – это то, что к концу дня я буду очень уставшим. Навигация упорно утверждала, что за 5-6 часов можно проехать 500 км, но верить ей, как в Европе, было уже нельзя. Русские действительно продвинулись в прокладывании дорог – видел много новых.
Правда, учитывая то, что главная дорога проложена по болотам, уже не удивляешься ее плохому качеству. В некоторых местах слой щебня под асфальтом достигает пяти метров, но болото, видимо от разницы температур, постоянно поднимает покрытие. Даже пару лет назад проложенные участки уже все в заплатках, и снова в выбоинах.
На мотоцикле по таким дорогам все таки веселее, чем на машине – два колеса вместо четырех, и поэтому легче маневрировать и легче попасть на ровные участки. Были такие моменты, что, передвигаясь на машине пришлось бы, хоть частью колес, но проехать по яме. Местами дорога была такой волнистой, и при езде так раскачивало, что ехал чуть ли не подпрыгивая. Долгое время приходилось ехать в стойке, чтобы хоть немного приглушать неровности.
До Иркутска доехал , когда уже стемнело. Весь замерзший и промокший, но заранее затопленая Добромиром банька в усадьбе недалеко от Иркутска быстро согрела все ребра. Поутру меня ждало первое падение мотоцикла. Вероятнее всего, что падение произошло еще вчера вечером, когда два живущих у Добромира то ли таджика, то ли узбека, горели желанием около него сфотографироваться.
Видимо, мои уговоры подождать до утра их не убедили, и пытаясь исполнить художественную фотосессию, их организм не выдержал возложенной на него тяжести. В общем, утром нашел своего железного коня растянувшимся на боку на траве. Повреждения были минимальными и не помешали мне продолжить свой путь.
Продвигаясь от Иркутска до Улан-удэ, преодолел один веселый участок. Мотоциклистам такие участки нравятся – хорошая дорога, широкие повороты, а вот машинам со слабыми двигателями уже сложнее карабкаться в таких местах. Тяжелые авто вообще еле двигаются и обогнать их, на коротких прямых участках, если едешь на машине, очень сложно. От Улан-Удэ до Читы дорога проходила по менее горным участкам, заправок становилось все меньше и меньше, примерно каждые 150 км., так что приходилось останавливаться на дозаправку практически на каждой из них.
Боялся, что тут может не быть 95-ого, но он тут был, но за всю дорогу только два раза заливался 92-м бензином. Конечно же, когда была возможность, я заправлялся 98-м. В общем, заправившись, я двигался дальше. Практически каждый день в дороге меня сопровождал дождь. От Иркутска до Читы он шел на протяжении почти 500 км.
Дорога попадалась настолько плохая, что, опять же, некоторые участки приходилось преодолевать стоя, чтобы проехать их быстрее. По моим подсчетам, таким образом в тот день я проехал около 300 км.
Из-за плохого состояния дороги тогда случилась первая серьезная поломка – на одной из колдобин потерял гос. номер, так что дальше пришлось ехать как и большинство местных – без него.
В Чите почти в полночь меня наконец-то дождался Владимир, который встречал меня на заправке, чтобы вместе поехать домой. Не перестаю удивлятся русскому гостеприимству и добросердечности. Безусловно, я бы поступал точно так же, но в Европе с ее прогнившим капитализмом такие отношения давно забыты, наверное еще тогда, когда церковь сжигала на кострах еретиков. И сжигая, сожгла всех нормальных людей. После очень плотного ужинa и 50 (не 500!) грамм хорошего бренди, чтобы лучше спалось, я оказался в мягкой постели. Не могу сказать, что это хорошо. После таких удобств очень тяжело заставить себя снова мучиться. Поэтому в дорогу я отправился с мыслью, что сегодняшний день будет легче, т.к. следующую остановку я планировал уже в Могоче. Но мои планы быстро изменились благодаря появившемуся солнцу и Тимуру из Шимановска, который «убедил» меня проехать ещё каких-то 600 км. до цели, т.е. до дома, где мы поставили бы мотоцикл в сохранности в его гараж. В тот день я проехал 1300 километров.
Ехать одному нелегко, куда проще, когда и спереди и позади тебя сопровождают знающие дорогу мотоциклисты. В этом случае можно не думать о том, куда ехать, а спокойно следовать за впереди тебя едущим коллегой. В Шимановске проживает около 30 000 людей. Ночью город выглядел жутковато, из-за проливных дождей почти все улицы были затоплены, много где было отключено электричество в целях безопасности. Главный въезд был закрыт. Утром Тимур проводил меня до главной дороги, чтобы я не плутал. Фото на память, дружеские объятия, обещания навестить друг друга. Целью дня был Хабаровск. Асфальт на дороге встречался нечасто.
Вокруг сильно затопленные поля, дома. деревни. Из-за плохих условий средняя скорость моего передвижения была небольшой. Достичь Владивостока в тот же день можно было лишь превышая все возможные лимиты, а значит сильно рискуя. 800 километров от Шимановска до Хабаровска за тот день может быть не так уж и много, но зато на следующий до конечной цели оставалось проехать немного более 750 километров.
После гостеприимного приёма Игоря утро выдалось тяжёлым. И только дождь, замедляющий дорогу, в то же время меня освежал. Дорога то постепенно ухудшалась, то ремонтировалась. И наконец она перешла в четырёх полосную магистраль. Я остановился сфотографироваться у надписи «Владивосток».
Правда, фотосессия длилась не долго. Вдруг, откуда ни возьмись, появился охранник. Да, да… раньше я не упоминал этого, но большая часть длинных мостов в России охраняются. Сидит себе охранник в конце моста, и охраняет мост от нечистых сил. Попытавшись выяснить, от чего же их всё-таки охраняют, мне сказали: «от террористических актов». Я не стал перечислять способы совершения акта террора, не смотря на охрану. Побоялся, что потом мне придётся повторить всё сказанное в письменном виде, в каком-нибудь местном отделении полиции.
Широко улыбнувшись, я оставил их и дальше играть в военных и отправился в центр. Уже на ближайшей заправке меня поймал Илья «Виатус». Перекинувшись парой слов мы принялись за поиски только прибывших из Монголии поляков. Их цель была такой же, как и у меня — отослать мотоцикл в Москву поездом. Здесь мне снова пригодился русский язык. Полякам это обошлось в 670 долларов США, а для меня сумму понизили до 420.
Конечно, это радует, но возникает вопрос: от чего же такая разница? Ответ оказался прост: «они же иностранцы, а ты за своего». Поездка завершена. Билеты назад только через 10 дней. На следующий день мне удалось перенести полёт на 4 день, так что остававшееся до полёта время было посвящено знакомству с Владивостоком и общению с местными байкерами.
Финиш!!!
Дорога заняла 290 часов (12 дней и 2 часа).
Проехал 14 545 км.
Средняя скорость за все время путешествия: 50 км/ч.
Средняя скорость езды: 103 км/ч.
Расход топлива в среднем: 7,2 л/100 км.
Из которого: А80 – 19 л; А92 – 124 л; А95 – 637 л; А98 – 267 л.
На заправки ушло всего 8 часов.
Штрафы – 0 денег.
Российская виза 100 $.
Билет на самолет Вильнюс – Брюссель – Лиссабон – 300 $.
Билет на самолет Владивосток –Москва – Вильнюс 900 $. Транспортировка мотоцикла Вильнюс – Лиссабон 800 $.
Транспортировка мотоцикла Владивосток –Москва 420 $.
Бензин – около 1600 $.
Питание – около 400 $.
Ночевки – около 600 $.
Другое – около 400 $.
Итого: 5520 $.
Видео: