Здравствуйте.
Подводим итоги поездки. Кратко.
Дистанция.
5000 км. Из них больше 4000 по асфальту.
Дороги, связь, жилье.
Все дороги по нашему маршруту проходимы не просто на эндуро, но и на сломанном нагруженном эндуро с пассажиром 🙂 С бензином проблем нет, с инфраструктурой и связью проблемы начинаются только глубоко в горах, типа Джылы Су. В принципе, и палатку с собой можно не брать, везде есть гостишки с ценами, сопоставимыми с ночлегом в мотеле на трассе.
Еда и напитки.
В Кабардино-Балкарии достаточно вкусная кухня, там у них хычины, шурпа, люля и шашлыки. В Осетии кухня похожая, но вместо хычинов появляются осетинские пироги. Если получится попробовать сушеную баранину, поджаренную на мангале — не пожалеете, исключительная вещь! Правда, это надо с местными контакт иметь, в кафе и ресторанах такого не видел.
С напитками там все очень прикольно 🙂 Не зря поезд Владикавказ-Москва называют спиртовозом 🙂 Алкоголя много, в большинстве случаев, он качественный и дешевый. Я встречал там совершенно исключительного качества водку производства Северной Осетии… ЗА 100 РУБ. ЗА ЛИТР!!!
Надо быть осторожным с «домашним» вином, которое продается туристам в КБР балкарцами. Это чаще всего не вино, а компот со спиртом, причем спирт может оказаться не очень качественный. Не рекомендую. Коньяк также попадается паленый, хотя можно найти и просто краденный с завода настоящий «Кизляр», тоже рублей за 150.
Безопасность.
Это Кавказ. Режим спецоперации чуть ли не каждый день. Встретить кордон с крупными дядьками в масках и вооруженных снайперскими винтовками — не то, что не проблема, их встретить придется. Гаишники с пулеметами — норма.
На этот счет есть две различные точки зрения. Многие местные говорят, что в КБР, к примеру, давно уже спокойно, и наши Органы введением режимов спецопераций зарабатывают себе премии. Может быть, конечно. Но, с другой стороны, репортажи со свидетельствами убитых боевиков ведь тоже из воздуха не берутся. В любом случае, при попытке прогуглить сводки об убитых/ограбленных туристах, ничего не находится, а это — неплохой признак.
Иногда снимают дань за проезд, но если ПДД не нарушены — никто ничего не сделает, могут остановить, поспрашивать, откуда-куда — и все. Если подъезжаете к кордону, с запасом соблюдайте все правила дорожного движения. Если ограничение 40 — ползите 30, если есть знак «стоп», не надо, по московской привычке, лениться ноги ставить на землю. Там некому показывать, что координация и равновесие отличные 🙂 Поставить ноги, зафиксировать остановку, проехать без проблем.
Видели вооруженного конного бородача в горах. Тут уж не знаю, плохие люди есть везде — как повезет.
Опять же, кто может сейчас сидеть в шахтах Тырныаузского ГОКа — вопрос. Может и никого там нет, а может оказаться, что, как в 2010 году.
ИТОГО.
Если соблюдать определенную осмотрительность, привлекательный для мототуризма регион. Я для себя открыл Северную Осетию — туда еще вернусь обязательно. В КБР также осталось несколько непройденных тропинок, требующих пораздалбывать на них свой мотоцикл. На будущее 🙂
Все.