Из Вильнюса на Кавказ на мотоцикле. Три недели по России. Часть 2.

Здравствуйте.

Продолжаем гостевой отчет о путешествии на мотоцикле на Кавказ из Литвы. Первая часть по ссылке.

День 10.

На следующий день поднимаемся рано и идем искать тропу на Семенов-Баши 3600 м. Тропа начинается возле поста погранцов. Погранцы как обычно на работу не явились. С трудом продираемся через заросли, нас направляет старичек из Москвы, что идет за нами. Вот он зараза (это не о старичке) — выглядит не слишком сложным. Изначально планировали пойти напрямик — по центральному бастиону, но потом выбрали маршрут полегче — пошли слева по гребню.

На мотоцикле на Кавказ из Литвы. Отчет о поездке.

Чтобы добраться до линии скал уходит часа два.
Есть одна трудность, на нем нет ледника, а значит и рек. Вода быстро кончается — я пью беспрерывно. Все ледники с другой стороны ущелья, по которому мы идем к горе.

На этой фотке кроме ледников можно разглядеть и Турье озеро.

Идем с женой по двум разным гребням (местами).

А вот и Тур. Эти заразы забираются на самый верх — где нет ни травы, ни воды. Что там делают — непонятно. Имеют привычку резко и громко свистеть. Мы долго не могли понять, кто тут свистит. Жена думала, что я.

Пропасть и ледник с другой стороны горы.

В общем горка оказалась тем еще подарочком. Маршруты не обозначены. Сыпуха перемежается с крутыми стенами, куда лезть непонятно, как слезать — тем более. Премся просто напролом. Ну ломились мы пожалуй через свой собственный страх и ощущение безысходности. А ещё такая милая черта моего мужа нагнетать атмосферу… Вобщем альпинисты из нас пока что получились хреновые 🙂
Вода кстати давно кончилась, но я нашел немного снега. Затолкал его в бутылку и засунул в карман, что бы быстрее таял. Идем по гребню, над пропастью.

Наконец залазим. Крест.

Но это не та вершина. Наша по соседству. У меня просто руки опустились от такого разочарования. В общем собрав силу воли я туда все таки сходил — жена воздержалась.

Слезаем. На половине дороги встречаем дедка-Москвича, который отпаивает нас водой.

День 11.

Утром спускаемся из Алибека в Домбай. Спускаться хорошо — мотор почти не перегревается. Местами правда цепляю картером валуны. Внизу первым делом иду в банк менять деньги, удивительно, но я был уверен, что попросят паспорт — не попросили, потом в магазин за ЕДОЙ — холодная баранина — это бее. Тут надо сделать маленье отступление. Мы, как иностранцы, обязаны зарегистрироваться по месту проживания в течение 7 рабочих дней с момента вселения. Это можно сделать за деньги 1500-2000 р. Забавно, но совершенно незаконная услуга широко рекламируется в интернете, они даже специально нагнетают — пишут 7 дней с момента пересечения границы или даже три дня, пугают клиентов ужасами саморегистрации или регистрации у родственников и т д. В общем турбаза регистрировать нас отказалась. Тетка на почте в Домбае тоже, сказав что это в принципе невозможно, а потом еще и потребовав у меня отчета за те 11 суток, что я уже провел в РФ — типо чеки от гостиниц и т д. Крч я решил забить. Менты регистрацию не просили, погранцы тоже. В итоге так и выехал из РФ нигде не зарегистрировавшись. По плану у нас еще Узункол и Фишт, но Узункол решаем пропустить, а на Фишт не удается получить пропуск, да и жена чета подустала и ногу побила — решаем ехать прямо к морю. Едем по предгорьям Кавказа на запад. Из-за незапланированной остановки на Лукойле — где мне пришлось разбирать мотоцикл (веселуха была — он наотрез отказался заводиться) — теряем 2 часа времени, и хотя еще довольно рано, решаем заночевать возле Лабинска на Лабе-реке в республике Адыгея. Еще перед перевалом. Адыгея — это небольшая республика, что находится внутри Краснодарского края. Ночуем вместе с семьей марийцев из республики Марий Эл, что возле Казани. Они тоже нас чаем угощали и вареной картошкой, потом собрали за собой весь пластик и повезли в Казань выкидывать в спец контейнеры. Есть же нормальные люди. Река была такой быстрой, что даже стоять в воде было проблематично.

День 12.

Майкоп. Соборная мечеть.

Непонятная фигня рядом. Думаю это та башня с которой мулла по утрам орет 🙂 Правда мы входа не нашли. А на самом деле это монумент, олицетворяющий единение и согласие всех народов, живущих в Адыгее, а также дань уважения прошлому адыгского этноса 🙂

В мечети местная прихожанка устроила нам экскурсию, рассказывая о преимуществах ислама вообще и ношения закрытых одежд в частности.
Горы превращаются в предгорья, но дорога становится хуже. Зато опять на каждом углу можно купить дыни, арбузы, виноград. Мы каждый день сьедаем по дыне. А вот и пчелы.

Я еще перед Архызом видел такие прицепы, но не мог понять, что это такое. Оказалось, это прицеп полный пчелиных ульев. Рядом сидит мужи и продает мед. Говорит, что просто ехал по своим делам и сломался. Интерресно, а что делают пчелы пока он едет, как они находят свои ульи по дороге. Может он пчел в отпуск к морю возил. Меда у мужика немного, говорит всего то по 3 тонны в год качаю, и ульев немного — два таких прицепа. Купил я у него меда, потом замучался есть. Сами попробуйте — один мед жрать. За Майкопом мы не едем в два скальных района — жена продолжает сачковать.
Попадаем на Шаумянский перевал. В общем судя по знакам, там толи оползни, толи наоборот асфальт куда-то провалился. Возможно прямо в карман к дорожникам. В результате время от времени попадаются участки грунтовки, а сам перевал – это 5 — 10 км серпантина покрытого щебенкой и мелкой белой пылью. Сразу за перевалом — целая серия моек. Спустившись к морю, мы совершенно белые.

Это пляж Небуга, вид с моря.
Адыгея на мотоцикле

Асфальт, много людей, неприятные запахи – все как я люблю. На каждом углу что-то продают. Останавливаемся на сутки в довольно неплохом кемпинге за 400р. Кемпинг называется — Робинзон Крузо. Есть и вода, и душ, и даже нормальные туалеты. И кстати крайне общительные соседи. Урааа еще чай на халяву, можно утилизировать еще немного меда. Закупаемся сувенирами, катаемся на катамаранах, на тех штуках с гироскопом, забыл название, мне хочется водный мотоцикл, но за те деньги, что они просят за 5 минут…ну нафиг. Жрем (муж жрёт) в самом дорогом баре на побережье. Наконец покупаем арбуз, который все это время не могли себе позволить… из-за веса. Я узнаю разницу между шаурмой и кебабом. У нас в Литве кебабов нет, есть только шаурма и называется она….кебабом. Встречаем еще байкеров, которые нас зовут в Севастополь на концерт Ночных волков. Должен сказать, что байкеров — крайне общительных — мы встречаем несколько раз и все они едут на машинах и видно очень хотят это компенсировать — отсюда долгие разговоры. Русские байкеры делятся на две категории, местные и приежжие (не считая того подвида без мотоциклов ). Местные катают на каких-то непонятных мелкокалиберных мотоциклах — скорее всего китайских. С одним я поговорил — у него был аппарат, похожий на хорнет. Сказал, что это китайское говно 200сс. Он его расточил до 300 сс. Приежжих я видел практически только на трассе Ростов – Москва. Едут на Гусях, ЛТхах и проч. Очень любят замазывать номер. От соседей выслушиваю про политику, в частности про Литву, которую все встреченные русские называют Латвией и каждый раз спрашивают — “А где это вообще?”.

День 13.

Из Небуга отбываем вдоль побережья на запад и практически сразу встаем в пробку. Пробка как мне объяснили — с утра (с 5 то есть) и до 1 ночи — это отпускники возвращаются домой. В общем проехав 38 км в основном по обочине или встречке, встаю на ночь в каком-то полудиком кемпинге без интернета, нормального туалета, почти без воды, с хреновым берегом да еще и за 200 р за ночь — за сутки хотят 300р.

День 14.

Встаем в 4 утра, быстро собираемся — едем в Дивноморское (проезжаем, вернее). Скала Парус.

Ближе подойти не дали менты. Сказали, что погранцы перекрыли проходы — ведется расследование пожара. Пожара где!? На скале или в море !?
Уже по жаре прибываем в Новороссийск. Тут затопили Черноморский флот.

Я только не знал, что немцы в 1918 дошли аж до сюда.

Крейсер Михаил Кутузов.

Поднимаемся на борт.

Гид рассказывает, как при Ельцине эти корабли пилили на металлолом, и что каждый такой корабль — их заложили 25, успели достроить 17 — стоил, как небольшой город со всей инфраструктурой. А чтобы привести этот корабль в Новороссийск — пришлось продать его винты. Ну и так далее… Выехать из города — небольшая проблема. Ориентируясь по показаниям навигации, я делаю круг по городу и опять выежжаю на ту же набережную, вырубаю навигацию нафиг — еду по знакам.

Ночевать едем на озеро Сукко — недалеко от Утриша — на котором растут болотные кипарисы.

Въезд вроде как платный, но я не плачу. Вокруг ведет грунтовка, по которой проехав находим уединенную, но крайне замусоренную поляну (среди диких фисташек!). Берег утыкан отдыхающими на джипах — из каждого второго орет своя музыка. Я заметил, что в РФ на многих пляжах, особенно возле озер, стоят знаки, запрещающие купаться — граждане на них массово и дружно ложат. К счастью, вечером они (джипы) все уезжают, и мы можем поспать.

День 15.

С утра делаем крюк на Большой Утриш — приморский городишко. Посмотреть редкую на Кавказе средиземноморскую растительность и знаменитый утришский дельфинарий в открытых водах.

Вот она — растительность — это вам не сосна какая-нибудь, а можжевельник!

А здесь сам полуостров — застроенный до предела, как и все прибрежные черноморские городишки, которые видела.

Я замечаю там негров. Негры оделись в тростник, взяли опахала, поставили трон — можно пофоткаться за деньги. В общем делать там нефиг — едем в Анапу. В Анапе фоток нет. Потому что там мы бесперерывно срались с женой — это ее выражение (нет, это именно его выражение, я заимствую). Анапа это такой Небуг увеличенный в 4 раза, плюс жилые районы. Пляж просто забит людьми, кругом зазывалы, цены самые высокие из виденных на побережье — я ето из цены на квас определил . Мне понравился только фонтан. Даже не фонтан — ведь там не было какого резервуара с водой — просто струи воды били вверх и вниз -разбивались о металлические шары. Под ними бегали дети. Я тоже пару раз пробежал . Дальше по плану длинная песчаная коса (бугазская), но я после Волгоградских песков решаю пропустить это удовольствие и держу курс на север — в Тамань. К Азовскому морю, на пляж. На пляж въежжаем через шлагбаум, которым управляет казачёк в папахе. Шлагбаум он опускает за каждой машиной, но денег вроде не берет, и я долго думаю – нахрен он тут делает, почему просто не поднять и не пойти купаться :). Пляж песочно-ракушечный, вода намного холоднее, людей мало. В общем место приятное — не то что Анапа.
Еще десяток километров и – Темрюк. Заезжаем в “военную горку” — музей под открытым небом.

Экспонаты в принципе видны с дороги — но я предпочитаю заплатить — и получаю пару халявных магнитов.

Грязевой вулкан Гнилая гора — он же Гефест.

За удовольствие окунуться в грязь граждане платят по 400 рублей. Знаю место рядом с Вильнюсом на озере, где это можно делать бесплатно. Грязь плотная и тяжелая, можно лежать на поверхности. Уже не помню, но вроде парень на фотке сказал, что Литовцы — самая большая экзотика, которую он видел. Я ему рассказываю про негров в Утрише. “Да фигня эти негры, негров я видел, а Литовцев еще никогда” — говорит он — юморист мля. Едем вдоль побережья в сторону Ростова, останавливаемся в поле возле дороги.

День 16.

Утром обнаруживаем еще одну палатку метрах в 100 от нашей и байк. Похожий на Suzuki SV 650 S, надписей нет, а хозяева или хозяин вылезать отказываются. Сзади торчит огромная решетка (для вещей), похожая на сушилку для белья в ванной, в которую воткнуты шампуры. Номер небрежно замазан маслом. Все вещи затащены в небольшую палатку. Порычав мотором и не получив ответа, решаю не терять больше времени. Приежжаем сначала в Азов, где посещаем остатки крепости и музей.

А потом в Ростов. Заежжаем по пути к памятнику Тачанке. Неожиданно эпический такой памятник. И неожиданно огромный.

И в зоопарк. Жена физически не способна пропустить зоопарк, буде такой случится по дороге. На зоопарк уходит остаток дня. Выезжаем из города уже в потемках, проехав около 50 км ставимся в ветрозащитной полосе между пахотами. Кстати в зоопарке мы единственный раз за всю дорогу попали под дождь.

День 17.

Дальше по плану скальный массив Садки. К садкам ведет наверно самая убитая дорога из всех виденных в РФ — около 15 км. Съежжаем с нее на дорогу без покрытия, которая ведет через карьер. Во второй раз падаю не справившись с управлением на повороте и (не забыв перед этим матом обругать жену и скалы) второй раз прожигаю штаны, поднимая технику. Как то неудачно расположен глушак, раньше такого никогда не было. Скалы, вид сверху.

Наконец-то пригодился тот минимум страховочного инвентаря, что мы уже 5000 км возим с собой в синем мешке. Идем наверх, спускаем вниз страховку и по очереди залезаем в двух местах. Сначала по камину.

Потом по расщелине.

Фотографии сделаны уже потом. Сегодня понедельник. А вчера тут проходили соревнования альпинистов. Оставлен мешок с углем, лимонад, дрова, много самодельных рукомойников из перевернутых бутылок, сделан туалет — и никого. Даже хочется тут остаться. Но надо ехать. С определенным опасением подъежжаю к месту, где несколько часов назад навернулся. Дорога ведет наверх под большим уклоном, да еще и делает поворот. Медленно лезу наверх на первой передаче. Газу давать боюсь, ежесекундно ожидаю что заглохну и покачусь вниз. Мотор тарахтит как старый атмосферный дизель, но к моему удивлению не глохнет. Только в этот момент я начинаю понимать, что такое Эндуро и нафига в них такие необоротистые моторы. На стрите я оттуда просто не выехал бы. Никак. Ближе к вечеру останавливаемся тут:

Называется так:
Остановка в байк-отеле на мотоцикле

Очередная долгая беседа с байкером на Ниссане (или Пежо ) 🙂 который возвращается с моря домой с семьей. Узнаю много нового. Например, что такое Лтха, Водянка, сколько проходит на одном баке Гусь и т д. Чувак — фанат БМВ. Дорога Ростов-Москва хорошая, местами двухполосная, местами четырех. Правда асфальт староват, а на мостах так вообще требует ремонта.
Ночевка возле Тарасовского — уже не помню ее (могу напомнить — там чем-то пованивало).

День 18.

Игнорируем скальные районы — налазались. Приезжаем в Воронеж.

Воронеж известен тем, что на нем строился Черноморский флот Петра 1-го. Отсюда адмиралтейская площадь, дома-паруса и проч. Фоток не делаем, потому что уже не раз видели такое. Корабль-музей типа времен Петра I — «Гото Предестинация», на который мы не попадаем. Потому что вторник — выходной. Кстати с иностранцев вход 600 рублей. Они что на входе в музей паспорта проверяют ?! 🙂

За Воронежем едем посмотреть “Кудыкину гору” — строящийся развлекательный комплекс по мотивам русских сказок. Самый большой объект на ней — Город мастеров:

Там недалеко и ночуем.

День 19.

Через технический разворот я заезжаю на платную трассу, что идет от Воронежа и через 30 км так же съезжаю. Наш маршрут проложен не по платным дорогам. Хотя тем кто торопится, я бы посоветовал не жадничать 🙂 100 км. по районным дорогам и переезжаем на трассу М2 (Е 105). Ищем Ясную поляну, где жил Толстой. Стадо агрессивных гусей:

Аллея в Английском стиле, сажал еще дед Толстого. Деревья, очевидно, выросли уже новые.

Впрочем, усадьба как усадьба, таких и возле Вильнюса есть. Там было интересней слушать, чем смотреть. Фотки прудов и сараев выкладывать не буду. Ну посмотреть там было на что – огромная территория сохраняется такой же, какой была при Толстом – гигантские плантации яблонь тех же сортов, конюшня, полная лошадей тех же пород – и могила Толстого – холмик без креста. Просто фотик не взяли.
Объезжаем Москву по той же дороге. Где-то там и ночуем, встав довольно рано на границе поля и леса. Просто место понравилось.

День 20.

С утра едем на Можайское море.

Находится совсем радом с Бородинским полем — странно что мы там не заночевали, когда ехали вперед. Впрочем место культурное, даже без мусора. Заезд через очередной бесплатный шлагбаум. Очередные знаки ”Купаться запрещено” вдоль берега. Мля, а нахрена тогда озеро !? На берегу три толстых тетки выложили слово КИПР из камней, сфоткались на его фоне, сфоткались в воде (вон голова в воде торчит 🙂 ). И одна с радостным смехом звонила “непоехавшей” подруге и долго рассказывала об этом охренительном приключении и блестящей идее. Мля один в один моя теща. Вода холодная. Но я искупался.
Хочу подьехать как можно ближе к границе сегодня. Но с начала Ржев. Вечный огонь.

Посетили аллею героев СССР и все памятники неподалеку. Зашли в местный музей посмотреть диораму Ржевской битвы. Заночевали в 150 км от границы. Сначала хотели остановится на Жижице — большом озере в лесу. Но еще 15 км по кочкам в темноте меня не привлекают. Опять встаю возле дороги.

День 21.

Ловко обьехав очередь — заезжаю на русскую таможню. Сдаю все выданные мне бумажки. Регистрацию опять не требуют. Женщина-таможенник троллит меня вопросами, почему я такой незагорелый 🙂 Так и не понял, в чем юмор. Еду на латышскую сторону. Латыши, все как один с русскими фамилиями, совершенно не чешутся, работает только одно окошко. Простояв на солнце 15 минут, минуя очередь, вкатываюсь прямо к погранцу. Погранец слегка ошалев от моей наглости, приказывает мне катиться обратно . Слегка отъежжаю назад и становлюсь первым. Через минуту он меня подзывает. В общем даже наша литовская таможня по сравнению с этими чудилами работает как папа Карло. Въежжаю в Латвию. Дороги поражают обилием заплат и обилием ремонтов. Светофоры каждый километр (на ремонтируемых участках) срегулированы так, что стоять приходится на каждом, надоело… еду на красный за машиной ремонтников. Последняя фотка на мосту через Двину (Даугаву).

Въехав в Литву, останавливаюсь у Норфы (дешевая сеть магазинов), что в Зарасай (мы его называем Засарай) съесть кебаб, то есть шаурму. Меня встречает байкер на трансальпе, тоже из Вильнюса. Чувак просто полон сочувствия узнав, что мы едем из России — вот придурок. Дальше в Вильнюс. Долго долго не загорается лампочка резерва. Я уже начинаю нервничать. В общем от границы до Вильнюса проезжаю на одном баке — около 350 км, и еще остается почти весь резерв.

Общее расстояние 6710 км. Средний расход 3,84 литра. Длительность 21 день. Денег, в том числе за визы, потрачено чуть меньше 700 евро. Последние 2000 рублей, что остались, приходится обменивать по аццкому курсу 1 к 83, при том что покупал 1 к 61 и 1 к 68. Впечатления в целом положительные, но слегка устал. Впечатления двойственные – от увиденного — замечательные, а от мужа и мотоцикла – лучше воздержаться от высказывания 🙂 Всем кто дочитал — мое почтение!

Часть 1.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
Запись опубликована в рубрике Путешествие с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.