Здравствуйте.
Основными марками мотоциклов, представленными в Музее мотоциклов ГДР в Берлине, оказались MZ и Simson. Однако, они являлись не единственными производителями мототехники в ГДР, было еще несколько самостоятельных заводов. Также несколько марок были как бы «искусственными», то есть выпускалась на том же заводе Simson, но под маркой AWO. Какие-то заводы выпускали скутеры просто «за компанию», специализируясь на производстве другой техники (IWL). Все это безобразие я и помещаю вперемешку в эту статью.
На самом деле, в ГДР существовало объединение производителей техники, созданное СССР и включавшее в себя несколько заводов, включая упомянутые MZ, Simson, EMW и IWL. Это объединение называлось IFA и выпускало мотоциклы и мотороллеры, в том числе под собственной маркой IFA.
Основной целью создания IFA очевидно была унификация производства техники, поступавшей затем в СССР по репарациям и на экспорт в дружественные страны. Оборудование, используемое в производстве, было частично вывезено в СССР (в результате чего родился ИЖ, к примеру). Оборудование было довоенным, поэтому и выпускаемые мотоциклы не блистали новизной конструкции.
Плюс, очевидно, что унификация производства предусматривает некоторое упрощение конструкции.
Итак, начнем с EMW.
EMW созвучно с BMW, и не просто так. Производство было налажено на бывшем заводе Opel, который принадлежал BMW и находился в городе Айзенах, на территории ГДР. Сначала никто не парился с соблюдением прав на торговую марку, логотип EMW выглядел совершенно также, как и логотип BMW, но «вентилятор» был красным.
Причем до 1952 года не парились даже с наименованием, спокойно выпуская довоенные мотоциклы BMW, но потом их все же заставили сменить хотя бы наименование 🙂
Производство мотоциклов осуществлялось до 1955 года, причем только одной модели — EMW R35. За весь период производства с конвейера сошло около 88 000 таких мотоциклов.
Данный экземпляр — с коляской Stoye, которая широко применялась с мотоциклами разных марок того времени.
Прообраз.
Вот еще один интересный мотор. Малокубатурный оппозит, до боли напоминающий BMW, но сконструированный на совсем другом заводе — MZ. Это IFA BK 350.
IWL специализировался в основном на скутерах. Это бывший завод Даймлер-Бенц в Людвигсфельде. Скутеры под маркой IWL выпускались всего 10 лет, с 1955 по 1965 год. Но некоторые из них стали культовыми!
IWL Troll 1.
IWL Wiesel.
IWL Berlin с прицепом Stoye.
Самый крутой скутер, который я видел в своей жизни — IWL Pitty 🙂
И инвалидка на его базе.
Также в музее есть немного мотоциклов, выпускавшихся не в ГДР. Это Ява.
Мотороллер Чезета.
И старенький DKW.
Соответственно, если интересует AWO, смотрите в той части, где речь идет о мотоциклах Simson.
Все.