Здравствуйте.
В этом посте собираю мотоциклы MZ из Музея мотоциклов ГДР и привожу краткую историю компании. Сами мотоциклы, к сожалению, имеют, в большинстве своем, простую, не слишком интересную конструкцию с двухтактным двигателем и минимум примочек. Тем не менее, они выпускались в сотнях тысяч экземпляров, поэтому занимают не последнее место в истории мотоцикла, как минимум, благодаря масштабу и распространенности.
Завод по производству мотоциклов MZ (Motorradwerk Zschopau) находился в Германии, в городе Чопау. До конца Второй Мировой войны на этом предприятии выпускались мотоциклы DKW, после войны завод оказался на территории ГДР, подконтрольной СССР. Часть оборудования вывезли в Ижевск, в результате чего мы получили мотоцикл Иж, почти полностью скопированный с DKW NZ-350, который потом эволюционировал в Иж-49 и далее по списку.
С 1956 года завод начал выпускать мотоциклы под маркой MZ. Это были двухтактные, технически простые и легкие мотоциклы, производство которых было рассчитано на масштаб. Большая странность, что MZ импоритровались во многие страны мира, при этом их практически не было в СССР. Конечно, в Советском Союзе были и другие производители, насыщавшие рынок мотоциклами: отечественные Уралы, Днепры, Ижи и Восходы. Также была Чешская Ява и CZ. Но почему на этом огромном рынке не нашлось места для MZ — для меня загадка.
В 1983 году был выпущен двухмиллионный мотоцикл.
Продолжая тему некапиталистических рынков (каламбур 🙂 ), также не совсем понятно, почему завод фактически разорился и был приватизирован в 1991 году, после которого уже просто «выплывал»… Но к 2008 году окончательно не выплыл. Такой сценарий очень характерен для Советских производителей мотоциклов, долгое время ориентированных на внутреннего потребителя, который купит, что угодно. У MZ были внешние рынки, в том числе и развитые, поэтому даже странно, почему прекращение производства подозрительно совпадает с разрушением Берлинской стены — как раз в 1989 году стена рухнула, пару лет MZ еще побрыкался, а потом утонул. Видимо, внутренняя конкуренция сказала свое последнее слово.
До определенного момента у мотоциклов MZ был стиль!
Наверное, самым узнаваемым дизайном мотоциклов MZ остался дизайн MZ ES 250/2 в разных модификациях. Фара, кожух которой перетекает в бензобак и рычажная передняя вилка.
Мотоциклы MZ вполне успешно участвовали в гонках эндуро, о чем красноречиво напоминали надписи на крышках бензобаков.
Двухцилиндровый и одноцилиндровый.
Гоночный MZ.
Еще эндуры.
Многочисленная спецтехника.
Вторая хорошо запоминающаяся черта мотоциклов MZ, которая была характерна для более поздних мотоциклов — это совершенно квадратные, как будто рубленые топором ребра охлаждения цилиндров. Это уже 80-е.
Спорт с пластиком. Как там свечи менять? 🙂
И последний аккорд компании MZ — 1000S 2006 года, вполне себе похожий на мотоцикл.
Все.
Отчет,как всегда на пятерку, но очень страшные мотоциклы, просто эра постапокалипсиса, только последняя фотка порадовала более мение привычным видом 🙂
Странно, мне, наоборот, старые MZ напомнили «Заводной апельсин».