Здравствуйте.
Камбоджа, в целом, гораздо дичее и колоритнее Таиланда. Вьетнам — где-то посерединке. Конечно, эта страна не подходит для матрасного отдыха, но для в меру экстремальных прохватов на мотоциклах в несезон — просто идеал. Кхмеры живут очень бедно, уровень жизни напоминает кадры откуда-то из экваториальной Африки с кучами мусора и маленькими детьми, тащащими куда-то огромные пластиковые фляги с водой. Конечно, все это, в совокупности с тотальным наплевательством органов правопорядка и теплым климатом, оказывает определенное влияние на средства передвижения жителей Камбоджи.
Здесь я не буду писать про достопримечательности и красоты этой страны, про душевность кхмеров и про дороги. Обо всем этом будет отдельный репортаж. В этой статье — только про особенности двухколесного транспорта.
Местные.
Даже привыкшему к тайской манере передвижения втроем на одном скутере туристу Камбоджа открывает глаза, как на самом деле можно использовать двухколесную технику 🙂
Основную массу мотопарка представляют старые и ржавые скутеры, многие — неизвестных мне производителей. Но в Пномпене, столице Камбоджи, немало и узнаваемых относительно свежих моделей.
Есть немного старых Весп.
И чуть-чуть мотоциклов. Это AX-1. Накрывают чаще всего от солнца, но хозяин этого мотоцикла, видимо, любит, когда помягче 🙂
Особенности езды:
Пассажирки часто ездят, свесив ноги на одну сторону. Это скорее местная особенность, а не из-за юбок, поскольку в том же Вьетнаме такой традиции не замечено, вне зависимости от пола и одежды.
Бывает, что так ездят те только пассажирки, но и пассажиры 🙂
В Камбодже ездят на одном скутере втроем…
…и вчетвером.
Иногда происходит смешение, когда четыре человека едут на одном скутере, а один из них, к тому же, еще и свесив ноги вбок 🙂
На мотоциклах ездят по делам, возят детей в школу, спят на них!
И перевозят всякий хлам. Тонны всякого хлама!
И это еще Пномпень! В глубинке можно встретить и не такое!
Грузовые мотоциклы чаще всего представляют из себя вариацию местного тук-тука, но бывают и исключения с боковыми колясками.
Туристам.
Вариантов аренды мотоциклов в Пномпене довольно много, но дальше по стране рентал нигде и не найдешь. В Сиемриапе, к примеру, ни одной конторы не видел, хотя туристов там даже больше, чем в Пномпене. Я арендовал мотоцикл в Angkor Motorcycles — и доволен, так что могу их отрекомендовать.
Но можно на них и не зацикливаться, в центре Пномпеня много контор, сдающих мотоциклы.
Мототехника разная, можно арендовать все, от скутера, до легкой эндерки или одностволки BMW. Состояние разное, но главное — чтоб ехал 🙂
Мототаксистов тоже много, но они не такие приставучие, по сравнению с тук-тукерами, которых в Пномпене огромное количество, и которые просто буквально виснут на руках в надежде куда-нибудь отвезти и заработать копеечку. Многие тук-тукеры плохо знают город, так как приезжают на заработки из деревень.
Камбоджийский тук-тук имеет свою оригинальную конструкцию, и уже вполне может называться «моторикшей», в отличие от тук-туков из Бангкока. Это всегда мотоцикл или скутер с прицепом.
Сцепное устройство выглядит так.
Мне кажется, это крестовина от кардана.
Все конструкции самопальные. Вот, к примеру, ось из толстой арматурины. Подвеска на рессорах.
Так и живут 🙂
Инфраструктура.
Сервисы аналогичны Тайским, но погрязнее. Заправки есть двух видов. Официальные — с нормальным бензином, и из бутылок, которые продаются просто везде — с паленым. Все ездят на паленом бензине, я тоже ездил, все нормально, горит хорошо 🙂
Что могу сказать в целом.
Арендовать мотоцикл в Камбодже можно и нужно, но только если есть определенные навыки езды. Съездить есть куда, погонять есть где, но если стаж вождения мотоцикла меньше года, это может быть опасно. На трассах двойной обгон по встречной обочине — норма. Приоритет на дороге имеет даже не самое дорогое, а самое ТЯЖЕЛОЕ транспортное средство. То есть, автобус перестраивающийся тебе в лоб, который не без оснований полагает, что ты свалишь на обочину, по местным меркам, абсолютно прав.
Правда, к этому быстро привыкаешь. И все-таки россиянам это не так бьет по нервам, нежели иностранцам — привычка 🙂
Дороги по основным направлениям есть, но лучше все-таки брать эндуру, а не скутер, чтобы передвигаться куда-нибудь за пределы Пномпеня.
Все.
Подскажите, а как обстоят дела с полицией? Точнее, нужны ли водительские права при езде на среднекубатурном мотоцикле или можно и без них?
Полиция есть, останавливают. Без прав соответствующей категории ездить не пробовал уже 12 лет, поэтому ко мне вопросов не возникало. Международные права не спрашивали, хотя, вроде бы, они там требуются.