Здравствуйте.
Оказавшись в Праге, не мог пройти мимо Национального Технического музея с довольно большой коллекцией мотоциклов. У этого музея есть классный сайт, на котором можно потыкать-посмотреть часть экспозиции, ну а в этом посте я собрал все мотоциклы, представленные в постоянной экспозиции по датам выпуска с 1894 по 1931. Более новые модели мотоциклов выложу отдельным постом. Чехия — страна с богатым мотоциклетным прошлым, и, я надеюсь, будущим. Большинство мотоциклов, представленных в экспозиции производства Чехословакии, однако попадаются и иностранные экземпляры. Все фотографии сделаны мной, перевод табличек с информацией о мотоциклах — тоже мой. От себя ничего не добавляю, так что за весь бред несу лишь частичную ответственность 🙂
Hildebrand & Wolfmuller 1894 года.
Производитель: Hildebrand & Wolfmuller Motor-Fahrrad-Fabrik, Мюнхен, Германия.
Объем двигателя: 1488 кубических сантиметров.
Мощность: 1,8 кВт (2,5 л.с.).
Максимальная скорость: 45 км/ч.
Вес: 62 кг.
Hildebrand & Wolfmuller был первым серийным мотоциклом в мире. Этот мотоцикл имел оригинальный дизайн, но, к сожалению, имел слишком сложную конструкцию, и поэтому производился всего 4 года. Экземпляр, который вы видите, стал первым мотоциклом, импортированным в Австро-Венгрию.
De Dion-Bouton 1900 года.
Производитель: De Dion-Bouton, Сейн, Франция.
Объем двигателя: 240 кубических сантиметров.
Мощность: 1,2 кВт (1,75 л.с.).
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Вес: 94 кг.
Мотоцикл Hildebrand & Wolfmuller все еще не был транспортом на каждый день. Так продолжалось до тех пор, пока французский трицикл De Dion-Bouton не показал, что на нем можно совершать небольшие путешествия.
Jelinek 1904 года.
Производитель: Josef Jelinek, Смиков, Богемия.
Объем двигателя: 397 кубических сантиметров.
Мощность: 1,8 кВт (2,5 л.с.).
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Вес: 65 кг.
Типичный мотоцикл начала XX века имел четырехтактный атмосферный двигатель, привод на заднее колесо с помощью кожаного ремня напрямую от коленвала. Мотоцикл Jelinek, как и большинство мотоциклов того времени, не имел ни коробки передач, ни сцепления, ни даже подвески. Поездку на таком мотоцикле нельзя было назвать комфортабельной, а ременной тормоз на заднее колесо – безопасным.
Slavia Bz 1903 года.
Производитель: Laurin & Klement, Млада Болеслав, Богемия.
Объем двигателя: 331 кубический сантиметр.
Мощность: 1,8 кВт (2,5 л.с.).
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Вес: 58 кг.
Фирма Laurin & Klement начиналась с небольшой мастерской, но вскоре стала оной из известнейших производителей мотоциклов в Европе. В начале XX века мотоциклы, выпускаемые этой фирмой под брендом Slavia, являлись вершиной технической эволюции. Всего было собрано более четырех тысяч таких мотоциклов, которые были распроданы по всей Европе. К тому же, мотоциклы этой марки производились по лицензии.
Slavia CCR 1905 года.
Производитель: Laurin & Klement, Млада Болеслав, Богемия.
Объем двигателя: 812 кубических сантиметров.
Мощность: 3,7 кВт (5 л.с.).
Максимальная скорость: 85 км/ч.
Вес: 76 кг.
Мотоциклы Slavia с успехом выступали на многих международных соревнованиях, но именно на модели CCR гонщик Вацлав Вондфич выиграл золото в гонке Coupe Internationale во Франции.
Perun 3 HP 1909 года.
Производитель: Jozef Zd’arsky, Богемия.
Объем двигателя: 454 кубических сантиметра.
Мощность: 2,2 кВт (3 л.с.).
Максимальная скорость: 70 км/ч.
Вес: 67 кг.
Единственным крупным производителем мотоциклов в Чехословакии начала XX века была фирма Laurin & Klement, которую знали по всей Европе. Еще один производитель, Джохеф Вальтер из Смикова, выпускал относительно крупные партии мотоциклов. Было еще несколько домашних производств: Вильям Микль выпускал мотоциклы под маркой Orion, Колин – под маркой Torpedo. Одним из таких производителей был Джозеф Здарски, выпустивший всего несколько десятков мотоциклов Perun.
Walter B 1909 года.
Производитель: Joef Walter, Vyroba motocijlu a automobile, Смиков, Богемия.
Объем двигателя: 1022 кубических сантиметра.
Мощность: 5,1 кВт (7 л.с.).
Максимальная скорость: 70 км/ч.
Вес: 135 кг.
В начале XX века стать мотоциклистом было не так уж просто. Мотоцикл был редким зверем на дорогах, да к тому же обладал невысокой надежностью, и пугал своим видом лошадей, которые оставались в те времена самым распространенным транспортом. Одним из первых мотоциклистов в Чехословакии был священник Ян Свец, который приобрел этот мотоцикл с цепным приводом и сцеплением.
Vodici motocikl pro cyklistike zavody 1910 года.
Производитель: не известен.
Объем двигателя: 2300 кубических сантиметров.
Мощность: 15 кВт (15 л.с.).
Максимальная скорость: 105 км/ч.
Вес: 205 кг.
В прошлом гонки на велосипедах за специальным пейс-мотоциклом были очень популярным спортом. Мотоциклист принимал на себя весь поток набегающего воздуха, что позволяло велосипедисту, едущему за его спиной, разгоняться до скорости вплоть до 100 км/ч. Пейс-мотоциклы изготавливались индивидуально. Мотоцикл, который вы видите, является типичным представителем такой техники. Массивный четырехтактный двигатель, не имевший ни коробки передач, ни сцепления.
Puch 2 HP 1911 года.
Производитель: Johann Puch – Erste steiermarkische Farrad-Fabriks-AG, Грац, Австрия.
Объем двигателя: 255 кубических сантиметров.
Мощность: 1,5 кВт (2 л.с.).
Максимальная скорость: 55 км/ч.
Вес: 45 кг.
Мотоциклы марки Puch, изготавливавшиеся в Граце, Австрия, были серьезными конкурентами для чешских производств. После того, как фирма Laurin & Klement переключилась на производство автомобилей, Йохан Пух стал единственным производителем мотоциклов в Австрии. Мотоциклы Puch выиграли несколько крупных соревнований.
Indian 1915 года.
Производитель: Hendee Manufacturing Co., Спрингфилд, США.
Объем двигателя: 980 кубических сантиметров.
Мощность: 5,1 кВт (7 л.с.).
Максимальная скорость: 90 км/ч.
Вес: 180 кг.
В 1899 году чешский мотоцикл стал самой прогрессивной конструкцией в мире. К сожалению, пятьдесят лет спустя это утверждение уже было далеко от реальности. Американский Indian был самым технологичным мотоциклом своего времени. Заднее колесо приводилось в движение цепью через двухступенчатую корочку передач со сцеплением, оба колеса имели пружинную подвеску. С этим мотоциклом компания Indian обскакала своих конкурентов на много лет вперед.
CAS Sc 1921 года.
Производитель: Ceska automobilova spolecnost, spol. s.r.o., Прага, Чехословакия.
Объем двигателя: 180 кубических сантиметров.
Мощность: 0,9 кВт (1,25 л.с.).
Максимальная скорость: 35 км/ч.
Вес: 48 кг.
Одним из изобретений Первой Мировой Войны были скутеры. Это были небольшие легкие транспортные средства, предназначенные для проведения военных операций в городских условиях. Их надежность оставляла желать лучшего, и они завоевали популярность только к концу Второй Мировой Войны. Первый скутер был произведен пражской фирмой CAS.
Poustka 150 1923 года.
Производитель: Frantisek Poustka, Прага, Чехословакия.
Объем двигателя: 147 кубических сантиметров.
Мощность: 3,5 кВт (4,7 л.с.).
Максимальная скорость: 60 км/ч.
Вес: 68 кг.
Франтишек Поустка владел небольшой мастерской в Праге. В Этой мастерской он построил простой и дешевый мотоцикл с двухтактным английским двигателем Villiers. Он выпустил всего несколько таких мотоциклов, а затем безуспешно пытался продать хоть один из них в течение нескольких лет. Отчаявшись, он подарил один из мотоциклов Национальному Техническому Музею.
Itar 710 1924 года.
Производитель: Jaroslav Janatka, Automontage, Прага, Чехословакия.
Объем двигателя: 706 кубических сантиметров.
Мощность: 10,3 кВт (14 л.с.).
Максимальная скорость: 90 км/ч.
Вес: 170 кг.
Ужасы Первой Мировой Войны заставили военные ведомства обратить свой взор на некоторые технические инновации. По этой причине армия Австро-Венгрии поручила разработку современных мотоциклов для армии нескольким мастерским одновременно. Одной из таких мастерских была небольшая фирма Walter из Праги. Проект мотоцикла не был принят, но зато потом, уже в мирное время, его перекупил предприниматель Ярослав Янатка, поставлявший эти мотоциклы для армии Чехословакии под маркой Itar.
Motor Company 1000 1924 года.
Производитель: Motor Company, Прага, Чехословакия.
Объем двигателя: 980 кубических сантиметров.
Мощность: 16 кВт (22 л.с.).
Максимальная скорость: 100 км/ч.
Вес: 177 кг.
Самые дорогие мотоциклы производились небольшими партиями в 1924 году. В те времена в Великобритании шло производство люксовых моделей мотоциклов, и чешская компания решила создать свой аналог таких мотоциклов. Эта модель была собрана из деталей различных производителей со всего мира, но в основном, из Великобритании. Двигатель JAP, коробка передач Sturney Archer, передняя вилка Brampton и т.д. В 1924 году об этом мотоцикле много говорили и писали в газетах, но продано было всего несколько из них. Покупатели предпочли такие же дорогие, но уже заслужившие себе имя мотоциклы иностранных марок.
Ner-A-Car 1924 года.
Производитель: Ner-A-Car Corporation, Сиракузы, США.
Объем двигателя: 212 кубических сантиметров.
Мощность: 2 кВт (2,7 л.с.).
Максимальная скорость: 56 км/ч.
Вес: 99 кг.
В 1920-х годах мотоциклы практически со всего мира продавались в Чехословакии. В некоторых случаях удавалось продать несколько штук, в других случаях – по несколько тысяч штук. Одним из таких мотоциклов был скутер Ner-A-Car. Им было легко управлять, и к тому же он обеспечивал защиту от грязи и влаги, что позволяло ездить на нем в обычной одежде, и даже в юбке.
BSA 350 model L 1926 года.
Производитель: BSA Motorcycles Ltd., Бирмингем, Великобритания.
Объем двигателя: 349 кубических сантиметров.
Мощность: 4 кВт (5,5 л.с.)
Максимальная скорость: 80 км/ч.
Вес: 101 кг.
Одними из самых талантливых агентов иностранных мотоциклетных компаний, были братья Салк из Праги. Они сосредоточились на импорте мотоциклов BSA, одного из крупнейших производителей мото-техники в Европе в межвоенные годы. Мотоциклы BSA принимали участие почти в каждом событии, гонках, устраивавшихся в Чехии вплоть до экономической депрессии. Бизнес братьев Салк пережил депрессию, также как и годы немецкой оккупации, однако приход коммунистов в 1948 году заставил их прикрыть свое дело.
Douglas 350 1926 года.
Производитель: Douglas Motorcycles Ltd., Бристоль, Великобритания.
Объем двигателя: 350 кубических сантиметров.
Мощность: 6,6 кВт (9 л.с.).
Максимальная скорость: 80 км/ч.
Вес: 97 кг.
Довоенная Чехословакия была одной из самых богатых стран Европы. При этом уровень моторизации оставался неприлично низким. По количеству зарегистрированных транспортных средств Чехословакия находилась на одном уровне с бедной Болгарией. Но постепенно рынок наполнялся различными транспортными средствами, одним из которых был популярнейший в Великобритании мотоцикл марки Douglas.
Ariel 500 model E 1927 года.
Производитель: Ariel motors Ltd., Бирмингем, Великобритания.
Объем двигателя: 497 кубических сантиметров.
Мощность: 14,7 кВт (20 л.с.).
Максимальная скорость: 145 км/ч.
Вес: 139 кг.
Другим популярным иностранным мотоциклом, появившимся на чешском рынке, был английский Ariel. В 1927 году эти мотоциклы впервые появились в Чехии в количестве 345 штук. Мотоцикл, который вы видите, — модель Е – одна из той первой партии. Эта модель была более мощной, чем стандартная, и была предназначена для любителей спортивной езды.
Indian Scout 37 1927 года.
Производитель: Indian Motorcycle Co., Спрингфилд, США.
Объем двигателя: 596 кубических сантиметров.
Мощность: 8,8 кВт (12 л.с.).
Максимальная скорость: 100 км/ч.
Вес: 245 кг.
Вплоть до начала 20-х годов XX века у широкой публики не было веры в надежность мотоциклов. Но потом одному из агентов Indian в Чехословакии, Франтишеку Марику, удалось убедить покупателей, что мотоцикл может быть надежным транспортным средством на каждый день. Мотоциклы Indian быстро стали одной из популярнейших марок Чехословакии. Несколько тысяч этих мотоциклов было продано. Самой популярной моделью мотоциклов Indian стал а Indian Scout.
Praga BD 500 1927 года.
Производитель: Ceskomoravska Kolben-Danek, Прага.
Объем двигателя: 499 кубических сантиметров.
Мощность: 11 кВт (15 л.с.).
Максимальная скорость: 105 км/ч.
Вес: 170 кг.
Одним из самых успешных чехословацких мотоциклов 1920-ъ годов был Praga BD 500, намного обогнавшей свое время конструкцией клапанов DOHC. Вскоре завод Praga стал одним из крупнейших автомобильных концернов Европы.
Harley-Davidson model J 1928 года.
Производитель: Harley-Davidson Motorcycle Company, Милуоки, США.
Объем двигателя: 989 кубических сантиметров.
Мощность: 13,2 кВт (18 л.с.).
Максимальная скорость: 110 км/ч.
Вес: 162 кг.
Наряду с мотоциклами Indian, тяжелые Harley-Davidson также пользовались большой популярностью в 1920-х годах. В 1928 году в стране не просто появились мотоциклы этой марки, в Праге даже был образован первый клуб любителей марки Harley-Davidson (HOG). В настоящее время он является старейшим действующим клубом Harley-Davidson в мире.
Cechie – Bohmerland 600 1930 года.
Производитель: Albin Liebisch, Красна Липа, Чехословакия.
Объем двигателя: 600 кубических сантиметров.
Мощность: 11, 8 кВт (16 л.с.).
Максимальная скорость: 95 км/ч.
Вес: 180 кг.
Мотоцикл Bohmerland (для чешских покупателей – Ceche), был произведен Альбином Либишем и провозглашен самым длинным в мире мотоциклом. Эти мотоциклы неплохо продавались, даже несмотря на их странный внешний вид и сомнительные характеристики. Они завоевали интерес в основном среди жителей Северной Германии, три миллиона из которых эмигрировали из послевоенной Чехословакии. Либиш был одним из крупнейших штучных производителей, и собрал почти 1500 таких мотоциклов.
Satan 1930 года.
Производитель: Sikyr-Rott, Прага, Чехословакия.
Объем двигателя: 540 кубических сантиметров.
Мощность: 7,4 кВт (10 л.с.).
Максимальная скорость: 90 км/ч
Вес: 158 кг.
Фирма Silkyr-Rott специализировалась на выпуске крепких мотоциклов, предназначенных для плохих дорог. Однако, экономическая депрессия и популяризация мотоциклов марки Jawa проложили конец множеству домашних производств, одним из которых была фирма Silkyr-Rott.
Indian Four 1931 года.
Производитель: Indian Motorcycle Co., Спрингфилд, США.
Объем двигателя: 1265 кубических сантиметров.
Мощность: 22,5 кВт (30 л.с.).
Максимальная скорость: 121 км/ч.
Вес: 175 кг.
Топовая модель мотоциклов Indian имела массивный четырехцилиндровый двигатель, расположенный в раме продольно. Это был дорогой и мощный мотоцикл, мечта любого мотоциклиста. Правда, в начале 1930-х годов, в самый разгар Великой Депрессии, только несколько человек смогли найти необходимые средства для покупки этого мотоцикла. Интерес к таким дорогим мотоциклам в Чехословакии надолго угас. Покупатели повернулись в сторону дешевых малокубатурных мотоциклов, таких, как Jawa 175.
Jawa 500 OHV 1931 года.
Производитель: Zbrojovka Ing. F. Janecek, Прага, Чехословакия.
Объем двигателя: 499 кубических сантиметров.
Мощность: 13,2 кВт (18 л.с.).
Максимальная скорость: 100 км/ч.
Вес: 175 кг.
Оружейный завод Ing. F. Janecek, снабжавший армию Чехословакией оружием и боеприпасами, искал варианты выпуска альтернативной продукции в условиях сокращения армейского контракта в 1920-х годах. Выбор пал на выпуск по лицензии немецких мотоциклов Wanderer. Эту новую продукцию решено было назвать по первым буквам фамилий Janecek и Wanderer – Jawa. Так появилась всемирно известная марка мотоциклов. Первой моделью мотоцикла под новым именем была четырехтактная 500 OHV, не принесшая, однако, успеха создателям.
Во второй части будут представлены мотоциклы Национального Технического музея Праги с 1931 по 2002 года выпуска.
Все.
Отличный обзор, столько информации и фоток!
Спасибо
Да там музей такой, что мимо просто не пройти! 🙂