Перевод книги «Мотоциклы на войне». Глава 1. Военные мотоциклы: происхождение.

Глава 1.
От лошади к лошадиным силам.
Военные мотоциклы: происхождение.

Британский военный 98-кубовый Велбайк (Wellbike), мотороллер десантников с горизонтальным двигателем Виллиерс Джуниор Делюкс, был создан с таким расчетом, чтобы поместиться в специальный контейнер диаметром в 15 дюймов и должен был использоваться специальными подразделениями Армии Великобритании в ранние годы войны. Бойцы спецназа должны были высаживаться с парашютом на оккупированные вражеские территории вместе с контейнером с Велбайком внутри. Как только солдат гасил купол своего парашюта, он должен был вынуть мотороллер из контейнера, закопать в целях маскировки парашюты и контейнер и продолжить свой путь на Велбайке к месту встречи с напарником или своей группой. Сразу после того, как боец покидал зону высадки, мотороллер можно было оставить.

Велбайк был спроектирован и создан бывшим гонщиком и владельцем мото-магазина мистером Генри Лестером под покровительством подполковника Д.Р.В. Долфина в местечке с кодовым названием «Фрис». Лестера наняли не столько его большой опыт в области мотогонок, сколько за его незаурядный талант сварщика. Ему дали возможность поэкспериментировать с различными легкими металлами, которые могли использоваться для изготовления мотоциклетных рам. Во Фрисе было создано множество разработок новейшего оружия, которое использовалось специальными подразделениями и разведкой, и мотороллер был приравнен по своей значимости к бесшумному пистолету и миниатюрной подводной лодке. В то время армия широко использовала довоенных гражданских специалистов, бывшие звезды спидвея тренировали военных мотоциклистов и тестировали новую технику.

Однако войска специального назначения не приняли готовый продукт, зато руководство воздушно-десантных войск оценило мотороллер и приняло его для расширения своего арсенала. В июне 1944 года Велбайк принял участие в десантировании войск при выполнении Операции «Оверлорд», а также использовался в в голландской операции «Маркет Гарден» в сентябре того же года.

Фотографии Велбайков в действии очень редки, хотя снимки с военных учений с их участием все же попали на страницы этой книги.

военный мотороллер воздушно-десантных войск Велбайк Военные мотоциклы
Апрель 1944 года. Военные учения в Булфорд Вэлли в Южной Англии перед высадкой в Нормандии. Солдаты воздушно-десантных войск вынимают Велбайки из специальных контейнеров, сброшенных с парашютом с воздуха. Серийный номер Велбайка на снимке С5154465.

Фактически единственным кадром Велбайка, снятым во время боевой операции, является фотография одного немецкого очевидца событий в Амхеме. Впоследствии этот кадр был использован в книге «Голландский СС» («The Dutch SS», Armando & Sleutelaar. Berize, 1978).

Велбайки в оригинале можно увидеть в нескольких музеях на территории Великобритании и Европы, в частности, в Хартенштейне, Голландия, и в Королевском Музее Войны в Лондоне. Немногочисленная горстка экземпляров находится в частных руках в Великобритании и Европе. Также оригинальные Велбайки изредка встречаются в США, куда они массово экспортировались после войны для продажи в качестве дорогой детской игрушки. Единственный прототип Велбайка остался в частной коллекции в Великобритании.

Достаточно одного взгляда, чтобы увидеть разницу в дизайне и предназначении между миниатюрным Велбайком и огромными неуклюжими 750-кубовыми немецкими BMW R 75 и Zundapp KS750 с приводом на колесо коляски и задней передачей.

Обычно немецкие военные мотоциклы были снабжены пулеметом MG34, а в последствии еще более мощным MG42 и состояли из взаимозаменяемых деталей.

Франк В. Харрел, технический специалист одного из артиллерийских подразделений Британской Армии, был первым, кто увидел воочию такие мотоциклы в бою в 1940 году во время отступления на французском побережье. Линию фронта в тот день формировали военные мотоциклы.

«Нам сказали отступать на север, к побережью, потому что наши 18-фунтовки не успевали прицелиться по быстро перемещавшемуся врагу. Основной костяк эсэсовских сил использовал мотоциклы, что позволяло им очень быстро менять свое место расположения, хотя потом люди быстро привыкли к тому, что немцы редко использовали пехоту в бою, заменяя ее танками и тяжелой артиллерией.»

Так мотоцикл с коляской стал наступательной машиной в период Второй Мировой Войны, хотя он также нес несколько не менее важных ролей. Мотоциклы использовались для доставки писем, отдыха, для контроля движения военных колонн, а также просто как рабочая лошадь по всему миру абсолютно всеми участниками войны. В этой книге содержатся описания множества различных моделей мотоциклов, шедевров инженерии, ведь практически все производители мотоциклов в мире преуспели в создании двухколесных средств транспорта для военных нужд в годы войны. Как бы там ни было, ни одна подобная книга не может вместить в себя абсолютно все модели, и поэтому я выбрал именно военные фотографии для того, чтобы рассказать вам историю двухколесной войны.

Чтобы наиболее полно охватить исследуемый предмет, нам надо вернуться в 1918 год, к урокам, преподнесенным Первой Мировой Войной, когда переход от лошадиной тяги к лошадиным силам начался сначала в Великобритании и Америке, а затем и в Германии, которая позже всех встала на путь механизации средств транспорта.

Военный мотоцикл Дуглас в грязи
Во время Битвы за Базантинский хребет немецкий военнопленный помогает инженеру Королевской Армии выталкивать из грязи мотоцикл Triumph 3 1/2 HP WD с ременным приводом. Кадр сделан во время операции, известной под именем «Битва на Сомме». Около 30 000 мотоциклов марки Триумф были поставлены армии Великобритании в течение Первой Мировой Войны, по праву заслужив себе среди солдат кличку «Верный». Эти мотоциклы, приводимые в движение одноцилиндровым четырехтактным мотором с трехступенчатой коробкой передач Стурми-Арчер (Sturmey-Archer) с кик-стартером пользовались большой популярностью у солдат.

Британская Армия подошла к концу 1918 года с полным комплектом трофейного вооружения и амуниции, достаточных для ведения боевых действий в будущем. Однако, при этом, победоносная армия была готова пересмотреть уроки, преподнесенные ей в течение четырех лет напряженных и затяжных окопных боев по всем фронтам.

Генералитет взял короткую паузу, чтобы в 1919 году по кусочкам начать формирование новой военной доктрины, во главу угла которой ставилась мобильность вооруженных сил на полях возможных в будущем войн и конфликтов, призванной избежать новых затяжных окопных боев, как это было в 1914-1918 годах. Кроме того, основной задачей армии в 1919 году было не участие в новой большой войне, а быстрое установление утраченного контроля за пограничными территориями, а также полицейское патрулирование местности. Эти задачи ставили мобильность наперед наращиванию огневой мощи и производству наступательной техники. Идея получения мобильности армии за счет ее механизации зародилась еще в период Первой Мировой Войны, так что в мирное время эта доктрина получила свое продолжение.

Военные мотоциклисты отдыхают после марша на мотоциклах Дуглас Изможденные маршем военные вестовые мотоциклисты отдыхают на своих Дугласах модели 2 3/4 HP на обочине дороги в Фёши, Франция, 5 июня 1917 года. Более мощная модификация этого мотоцикла, Douglas 4 HP использовалась с коляской. Недостающие передние крылья на мотоциклах заменены на импровизированные брызговики. Обратите внимание на вмятины и трещины на касках солдат.

В 1915 году среднестатистическая дивизия Британской Армии, воевавшая на Западном Фронте, имела в своем распоряжении всего 11 автомобилей, 4 грузовика, 19 мотоциклов и 21 карету скорой помощи. Хотя двигатель внутреннего сгорания был воспет, как чудо еще в 1884 году, он до сих пор был удивительно ненадежен. В поисках надежности армия обращалась к гужевому транспорту, уже проверенному и закаленному в боях, как к универсальному вседорожному транспортному средству.

Моторизованный экипаж был неспособен преодолевать бездорожье, а задержки поставок деталей, изготавливавшихся в то время вручную, и необходимость обучения водителей и механиков, знавших, как отремонтировать сломанный механизм, добавляли дополнительных проблем. Лошадь против лошадиной силы: на эту тему велись оживленные дебаты. С другой стороны, гужевой транспорт с лихвой справлялся со всеми задачами, возложенными на него в начале Первой Мировой Войны. В 1914 году, за несколько месяцев до начала войны, в распоряжении Британской Армии было 25 000 лошадей. Сразу же после мобилизации их число возросло примерно до 165 000. Еще через год общее количество лошадей возросло до 500 000, 368 000 из которых использовались в войне на Западном Фронте. В более экзотических местах с жарким климатом использовались 47 000 верблюдов, 11 000 буйволов, 6 800 ослов. Также на Западном Фронте было 82 000 мулов, использовавшихся для выполнения более тяжелой работы, такой как перевозка снарядов для артиллерийских орудий в труднодоступные места в перекидных сумках.  К концу 1917 года общее число животных на фронте приблизилось к отметке в миллион голов. Лошади и мулы выполняли широкий диапазон функций. Командиры использовали их в качестве быстрого средства передвижения из пункта «А» в пункт «Б», в каждом батальоне у всего командного состава и адъютантов при себе всегда были лошади. Полевой артиллерии требовалась доставка орудий в те места, откуда они могли поддержать пехоту, а их путь редко пролегал по дорогам с хоть каким-то покрытием. В то время лошади являлись идеальными тракторами для передвижения тяжелых орудий и лафетов. Каждая артиллерийская бригада имела в своем распоряжении по 108 лошадей для перевозки орудий и доставки снарядов. Если кто-то смотрел документальный британский фильм «Сома» 1916 года («The Somme»), наверняка заметил большое количество лошадей и мулов. В этот период зарождения радио вестовой на лошади имел гораздо больше шансов своевременно доставить сообщение, и при этом на гораздо большую дистанцию, чем если бы это же сообщение шло по радио или было бы телеграфировано. Телеграфные провода частенько перекусывались вражескими лазутчиками или перебивались взрывами от снарядов.

В конце концов, еще существовала кавалерия, боевая сила, прекрасно себя зарекомендовавшая в предыдущих конфликтах, которую использовали для проведения быстрых атак в том числе и в период Первой Мировой Войны. Несмотря на ряд утверждений специалистов об устаревании такого рода войск.

Были и недостатки. Значительно увеличивалась потребность в специалистах. Ветеринарный Корпус увеличился с 508 служащих всех рангов в 1914 году до 1688 офицеров и 41 755 специалистов других рангов к 1918 году. Флот уже не мог обеспечивать своевременный подвоз продовольствия и других материалов. Ведь требовались еще и стремена, и подковы, и седла. Промышленность Великобритании не могла обеспечить всех потребностей армии, так что седла и стремена закупались в Канаде, США и в Африке. Кроме того, необходимо было тренировать новых лошадей, а раненные животные требовали длительной реабилитации.

Немецкие военные вестовые мотоциклисты
Немецкие вестовые позируют на мотоциклах, предназначенных для доставки корреспонденции. Фото сделано в Палестине в 1918 году. Похоже, что очки являлись единственным элементом экипировки.

британский военный мотоцикл Дуглас
Мотоцикл Douglas 2 3/4 HP, заснятый в 1915 году в лагере «Клеопатра» в Египте. Здесь уже мы видим родное переднее крыло, а вот задний ящик на багажнике — не заводской. Эти мотоциклы поставлялись по всем фронтам в 1914 по 1918 годы. Надпись на обороте фотографии: «На моем байке».

Одним из самых ужасных впечатлений для многих солдат был поиск раненных животных на поле боя и загрузка этих животных в телеги для амуниции. За время войны было изобретено огромное множество способов убийства, однако для многих ветеранов воспоминание о покалеченных животных было одним из самых душераздирающих. Еще больше животных умерло от различных заболеваний.

Сейчас, конечно, мы видим все преимущества и недостатки гужевого транспорта, но тем не менее, лошади по-прежнему активно использовались германской армией во время Второй Мировой Войны, даже несмотря на репутацию создателей механизированных атак, заслуженную во время Блицкрига.

В гражданской и сельскохозяйственной сферах лошади были вытеснены тракторами и автомобилями, в военной сфере гусиничные транспортные средства также вытесняли животных. Танки дебютировали уже во время операции на Сомме, в сентябре 1916 года, сама тактика ведения военных действий сильно изменилась с момента изобретения пулемета, противопехотной мины и огнемета.

В 1919 году армии требовались новые методы возврата мобильности войскам, и, среди всего прочего, ставка была сделана на мотоциклы. Военные заказы давали большую прибыль и подталкивали производителей мотоциклов к усовершенствованию выпускаемой продукции. Кроме того, военные заказы помогли выжить таким компаниям, как BSA, AJS, Triumph и Douglas, которые среди прочих поставляли мотоциклы для армии в течение Первой Мировой Войны.

С 1916 по 1918 год Douglas поставила армии 25 000 мотоциклов модификации 1913 года, а Triumph — около 30 000 мотоциклов модели «Н» в 500-кубовом варианте, которая неплохо продавалась и в 1920-х годах в период послевоенного мотоциклетного бума.

Тысячам ветеранов войны, вернувшимся домой, требовался дешевый транспорт для ежедневных поездок, а новая армейская доктрина механизации заставила расширявшуюся мотоциклетную индустрию развиваться и в межвоенные годы. Чтобы потом начать новое сотрудничество в новой войне.

Оглавление.                                                                                                         Читать дальше.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
Запись опубликована в рубрике Книги с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Перевод книги «Мотоциклы на войне». Глава 1. Военные мотоциклы: происхождение.»

  1. nyiokol09салями говорит:

    Очень понравилось, даже не ожидала.

  2. dokportal.ru говорит:

    Только вчера об этом думал, так что пост как нельзя в тему!

Обсуждение закрыто.