МОТОЦИКЛ И ЕГО ТУРИСТСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Еще сравнительно недавно мотоцикл считался если не забавой, то, по крайней мере, транспортом для коротких поездок. В те времена, когда мотоциклы были недостаточно надежны, такое мнение было оправданно. С появлением надежных машин (мотоциклов, мотороллеров, мопедов) расширились и их возможности.

Рассмотрим представителей «мотоциклетного рода» с точки зрения туриста.
Прежде всего — классический мотоцикл (рис. 1). Его преимущество перед мотороллерами и мопедами — большая мощность двигателя, а следовательно, более высокая скорость и проходимость в тяжелых дорожных условиях. Лучше у него и устойчивость на
всех дорожных покрытиях. Кроме того, мощные мотоциклы можно эксплуатировать с коляской, что позволяет взять с собой еще одного пассажира, больше багажа, а семейным — путешествовать с ребенком. Недостатки мотоцикла — плохая защита водителя от дорожной грязи, недостаточное охлаждение двигателя при длительном движении на низших передачах и при сильном попутном ветре, а также относительно большой вес машин среднего и тяжелого классов.

Рис. 1. Мотоцикл «Иж-Планета-2»

Мотороллеры (рис. 2) представляют водителю целый ряд удобств: ноги защищены от ветра и дорожной грязи, легче размещается багаж, так как помимо заднего багажника можно установить и передний. Мотороллеры «Тула» и «Турист» обеспечивают даже такой комфорт, как запуск двигателя электростартером. Большое преимущество мотороллеров — принудительное охлаждение двигателя, которое гарантирует нормальный температурный режим цилиндра при любых условиях движения, а разборные диски колес позволяют демонтировать и монтировать шины без применения монтажных лопаток.

Однако мотороллерам присущи и недостатки: меньшая проходимость по сравнению с мотоциклом из-за небольшого диаметра колес и меньшая устойчивость из-за не очень жесткой связи водителя с машиной.

Рис. 2. Мотороллер «Турист».

Мопед (рис. 3) появился у нас сравнительно недавно, но уже завоевал широкую популярность благодаря небольшому весу, простоте конструкции и обслуживания, малому расходу топлива. Немалое преимущество — более низкая цена, а для некоторых типов мопедов — отсутствие требования иметь удостоверение на право вождения. Последнее особенно ценно для юных и пожилых водителей. Туристу мопед удобен еще и тем, что при преодолении естественных преград его легко перенести на себе. Кроме того, мопед легко перевезти в поезде, на пароходе или в кузове автомобиля. Правда, надежность и механическая прочность мопеда
ниже, чем у его «старших братьев», да и комфорта он предоставляет меньше.

Рис. 3. Мопед МП-046.

В какое же путешествие лучше всего отправляться на мотоцикле, мотороллере или мопеде?
В походы выходного дня, рассчитанные на 100 — 300 км, можно ехать на любом двухколесном транспорте.

Обычно подобные поездки не выходят за пределы области и планируются по знакомым дорогам. Поэтому и требования к ходовым качествам такого транспорта ограниченны. Более длительные путешествия с успехом можно совершать на легком мотоцикле типа М-105 или мотороллере «Вятка». На них по дорогам с твердым покрытием вполне приемлем пробег до 2000 км.
В путешествие в период отпуска или каникул лучше всего пускаться на мотоцикле или мотороллере с двигателем, имеющим рабочий объем 175—350 см3. При движении по хорошим дорогам пробег может составлять 4000—8000 км.

Правда, энтузиасты мотопутешествий зачастую нарушают эти рекомендации. На дальних дорогах за тысячи километров от дома мы встречали путешествующих на легких мотоциклах и мотороллерах. На смелые вояжи решаются и владельцы мопедов. Однако из-за больших нагрузок на двигатель и ходовую часть ресурс этих мотосредств сокращается. Имеющийся в распоряжении туриста транспорт в значительной степени предопределяет маршруты будущих путешествий: возможности мотоцикла необходимо согласовать с протяженностью маршрута, состоянием дорожного покрытия, рельефом местности. Так, для мопеда больше всего подойдут дороги с асфальтированным покрытием, без значительных подъемов. В маршрут не следует включать горные дороги. Протяженность путешествия на мопеде ограничивается и повышенной утомляемостью водителя и скромными возможностями по перевозке багажа.

Для легких мотоциклов и мотороллеров типа «Вятка» ограничений гораздо меньше. А более мощные двигатели, более совершенная по сравнению с мопедами ходовая часть и система амортизации позволяют пользоваться дорогами без асфальтированного покрытия, перевозить с собой необходимый туристский багаж (конечно, при отсутствии пассажира).
Не противопоказаны им и горные дороги, хотя водителю частенько придется включать первую передачу для преодоления подъемов. Планируя путешествия на легком мотоцикле или мотороллере, следует избегать высоких горных перевалов (более 2500 м над уровнем моря): мощность двигателя в этих условиях значительно падает. Так как средняя скорость легких мотоциклов и мотороллеров невелика, нужно избегать и слишком длинных маршрутов, что-бы не пришлось целыми днями сидеть за рулем.

Техническая оснащенность и комфорт, предоставляемые водителю мотоцикла типа «Восход» или мотороллера типа «Тула», позволяют пускаться в длительные путешествия в условиях более сложных, чем на легких мотоциклах и мотороллерах. На этих машинах успешно путешествуют с пассажиром, а повышенная мощность двигателя допускает движение по горным серпантинам.
Мотоциклам среднего класса (250—300 см3) под силу дороги различного качества. Не страшны им ни дальние пути, ни горные перевалы. Мощные двигатели дают возможность ездить с пассажирами и с полной туристской выкладкой. Не случайно самые сложные путешествия по нашей стране (например, от Камчатки до западных границ или по пескам Средней Азии) осуществлялись именно на таких машинах.

Особую категорию составляют тяжелые мотоциклы типа «Урал», К-650, которые используются исключительно с колясками (рис. 4). Высокая мощность четырехтактных двигателей этих мотоциклов дает им определенные преимущества: они могут двигаться в тяжелых дорожных условиях, легко преодолевать крутые подъемы, нести большую нагрузку. Вместе с тем мотоцикл с коляской — специфичный транспорт, на котором ездить (вопреки широко распространенному мнению среди мотоциклистов, не ездивших с коляской) сложнее, чем на мотоцикле-одиночке. Это объясняется более сложными условиями маневрирования на плохих дорогах,
трудностями при обгонах из-за больших габаритов, необходимостью прикладывать к рулю значительное усилие на поворотах. Особенности эксплуатации тяжелых мотоциклов присущи и мотоциклам среднего класса с коляской. К сожалению, из-за меньшей мощности двигателей заметно снижаются их динамические качества, способность движения по плохим дорогам и преодоления крутых подъемов. Специфика эксплуатации мотоцикла с коляской накладывает отпечаток и на выбор маршрута. Так, протяженность маршрута для таких мотоциклов должна быть сокращена по сравнению с мотоциклами среднего класса. Не рекомендуется включать в путешествие слишком много горных дорог с крутыми виражами.

Рис. 4. Тяжелый мотоцикл «Урал».

Итак, мы вкратце рассказали о возможностях моторных средств. Думаем, что это поможет вам более правильно выбрать маршрут путешествия. Впрочем, это только начало подготовки к нему. Предстоит еще решить немало серьезных вопросов: определить состав группы, выбрать конкретный маршрут, дооборудовать мотоцикл для туристской поездки.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
Запись опубликована в рубрике Обо всем подряд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.