ВЕЩИ, НЕОБХОДИМЫЕ В ПУТЕШЕСТВИИ

Итак, запасные части и инструмент подобраны и отложены. Теперь пора подумать о вещах личного обихода. Чтобы ничего не забыть, составьте подробный список вещей, которые вам могут понадобиться в течение отпуска, а потом безжалостно вычеркните все, без чего сможете обойтись (полезность такой меры станет особенно очевидна, когда придет время размещать вещи на мотоцикле).

Для путешествия достаточно иметь минимум одежды. Вполне можно обойтись двумя ковбойками, строчеными брюками (джинсами), тренировочным костюмом (в дороге он заменит теплое белье), шортами, легкими туфлями или сандалетами, плавками, двумя парами нижнего белья и носков. В жаркие дни пригодится берет или велосипедная шапочка. Костюм и нарядная обувь пусть остаются дома — в музеи и другие общественные места пускают в куртке, строченых брюках и сандалетах — было бы желание!

Особенно мы призываем представительниц «прекрасного пола» удержаться от соблазна взять выходные платья и модные туфли: эти вещи будут надеты за отпуск раз-другой, места же они занимают много. А вот захватить немнущееся платье или юбку не помешает — не везде перед женщиной в брюках распахивают двери. В общем, придерживайтесь спартанских принципов при подборе одежды! Специальную одежду мотоциклиста, теплые вещи и одежду на случай дождя мы пока не упомянули, об этом разговор особый, и пойдет он позже.

В списке вещей не пропустите такие необходимые предметы, как пенал с нитками и иголками, дратву для ремонта багажных сумок, «английские» булавки, несколько пуговиц, маленькие ножницы» добротный перочинный нож, спички, карманный фонарь, запасные стекла или фильтры для мотоочков, походную медицинскую аптечку, туалетные принадлежности. Бритву лучше взять механическую типа «Спутник» — всегда сможете побриться независимо от наличия электророзетки. Зеркальце для бритья брать не обязательно: на мотоцикле оно всегда под рукой. Есть, конечно, «оригиналы», предпочитающие в отпуске совсем не бриться, но к чему собирать дорожную пыль?

В дороге окажется полезной паста для очистки без воды загрязненных рук. Она продается в хозяйственных и галантерейных магазинах. Запаситесь также охотничьей мазью для пропитки сапог в дождливую погоду.

Среди вещей, отбираемых для путешествия, почетное место занимает фотокиноаппаратура. Но не каждый аппарат удобен для мотоциклиста. Фотокамеры с громоздкими объективами тяжелы и занимают много места. Лучше иметь с собой узкопленочный аппарат типа «Зоркий» с убирающимся объективом или широкопленочный типа «Москва».

Выбор кинокамеры также приходится подчинять жестким требованиям веса и габаритов. Наиболее подходят камеры «Экран», «Спорт» и «Аврора». Последние две имеют электропривод, позволяющий пассажиру оперативно вести съемку на ходу.

Пригодится рукав для зарядки пленок, особенно в случае неисправности механизма перемотки или если конец пленки вырвался из подающей кассеты. И хотя с собой надо брать лишь «прожиточный минимум», рукав не излишество: перезарядка под одеялом или в куртке не очень-то надежна.

Не обходятся теперь путешественники и без транзисторного приемника, который должен быть также небольшого размера. Поскольку предстоит обеспечить звучание приемника в течение месяца, замените батарейку «крона» или аккумулятор на две последовательно включенные плоские батарейки типа КБС, которые укрепите на задней стенке футляра. Между прочим, удобно, если карманный фонарь, кинокамера и приемник будут работать на однотипных батареях.

Хорошую службу сослужит пара новых пакетов из толстого полиэтилена. Их можно использовать и в качестве емкости, заправляясь бензином в дороге, а также для набора воды при мойке машины.

Заканчивая перечисление необходимых вещей, хотим напомнить о накидке на машину. На стоянках она защитит от дождя и утренней росы, пыли и… ребятишек. Практика показала — к накрытому мотоциклу дети подходят реже и не залезают на него. Для накидки лучше использовать тонкую прорезиненную ткань типа «серебрянка», а не прозрачный полиэтилен, к тому же дубеющий на холоде. Хорошим дополнением к накидке будут резинки и кнопки, пришитые по краям для крепления накидки на мотоцикле.

Развитие за последние годы широкой сети кемпингов и пансионатов дает возможность путешественникам рассчитывать на их гостеприимство и тем самым сэкономить на количестве возимых с собой вещей. Если же вы хотите наслаждаться природой и пожить на вольном воздухе, перечисленные вещи необходимо дополнить палаткой и прочими атрибутами кочевой жизни.

Палатка мотоциклиста должна быть легкой, занимать мало места и иметь полный комплект дюралюминиевых колышков и разборных стоек. При возможности выбора остановитесь на палатке с прорезиненным полом и ярко-желтым верхом, пропитанным водоотталкивающим составом. В таком домике даже в пасмурную погоду всегда сухо и «солнечно*.

Потренируйтесь перед отъездом, как более компактно сложить палатку. Вполне вероятно, длинные стоики придется разрезать и сделать составными.

В дополнение к палатке неплохо иметь и матрасы. Мотоциклистам надувные матрасы подходят больше, чем матрасы из поролона или спальные мешки, так как, будучи свернутыми, занимают меньше места. Кроме того, они не боятся сырости.

Для уменьшения объема и веса снаряжения мототуристов, путешествующих вдвоем на одном мотоцикле, больше устроит миниатюрная палатка, рассчитанная только для ночлега. Под стать такой мини-палатке два детских надувных матрасика из пластиката, вполне пригодных для взрослого человека. Они чрезвычайно легки и могут благодаря своим габаритам уместиться даже в одноместной палатке. Однако они требуют бережного обращения.

Не обойтись и без двух одеял, одним из которых застилают надувные матрасы, чтобы они не холодили. Туристы, которым позволяют возможности машины, берут с собой простынь с пододеяльником (ведь для хорошего отдыха надо обязательно спать без верхней
одежды) и маленькие надувные подушки.

Конечно, рассчитывая на жизнь вдали от цивилизации, придется захватить немного посуды, небьющейся, легкой, компактной, вкладывающейся одна в другую. Для приготовления пищи удобен котелок армейского образца. Он плоский и занимает меньше места, чем другие котелки, а крышку его можно использовать в качестве сковороды.

В дополнение к перечисленному купите в охотничьем или спортивном магазине пластмассовый пенал для соли и «совмещенные», на одной ручке, нож, вилку, ложку и ключ для открывания консервов.

Итак, посуда подобрана. На чем же готовить еду в путешествии? Можно, конечно, использовать старое испытанное средство — костер, но как выйти из положения, если остановитесь там, где костер развести нельзя? Поэтому лучше ориентироваться на походный одноконфорочный туристский примус, работающий даже на смеси для двухтактных двигателей. Бачок у него герметичен, что позволяет возить примус в заправленном состоянии. Такой примус хорош и в лесу. Не придется тратить время на поиски сушняка для костра, рубить дрова. К тому же он избавит от необходимости везти топор. Ведь даже туристский топор
достаточно тяжелый и громоздкий.

После сбора вещей отложите деньги и документы: удостоверение водителя с талоном, талон технического паспорта, личный паспорт, военнообязанные — военный билет. Кстати, обратите внимание, не кончился ли срок действия паспорта, иначе при устройстве в гостиницах и кемпингах не оберетесь хлопот.
Чтобы в дороге документы не подмокли во время дождя, вложите их в полиэтиленовый пакет. В такой же пакет поместите талоны на бензин и масло. Талоны возьмите на все путешествие: на заправках не придется искать разменной монеты; к тому же не везде горючее продается за деньги. Талоны должны быть на разные сорта бензина, так как той или иной марки бензина на колонках может не оказаться. Для удобства расчета приобретите талоны на бензин достоинством по 5 и 10 л, а на масло — по 0,5 л.

Без денег, как и без бензина, далеко не уедешь. Но стоит ли везти их все с собой?
Возьмите несколько аккредитивов на 40—50 рублей каждый, оставив некоторую сумму наличными. Это позволит более равномерно распределить деньги на весь отпуск, и домой не придется возвращаться без единого рубля в кармане.

ОДЕЖДА МОТОТУРИСТА.

Мотоциклист открыт всем ветрам и дождям. Поэтому одежда его должна быть теплой и непромокаемой. Даже в разгар лета в среднеевропейской части страны часов до девятидесяти утра ехать холодно, и дождь не такая уж редкость в дальней дороге.
Как же должен быть одет мототурист? Самый удобный костюм — кожаная куртка и кожаные брюки. Но можно обойтись курткой из кожзаменителя и обычными плотными брюками, подшитыми с внутренней стороны прорезиненной тканью для защиты от ветра.

Чтобы застежку куртки не продувало, полезно надеть нагрудник, сшитый из текстовинита и байки. Он может пристегиваться изнутри к куртке или надеваться отдельно. Таким же образом надо закрыть и застежку брюк. Шею защитите шарфом или съемным воротником (рис. 46). Подобные воротники используются на флоте.

Рис. 46. Съемный воротник

Хорошо спасает от ветра полиэтиленовый плащ, надетый под куртку и заправленный в брюки, но у него есть существенный недоста-
ток: тело в нем не дышит, и через некоторое время одежда становится влажной. В крайнем случае, можно воспользоваться обыкновенной газетой, подложенной под верхнюю одежду. Хотя эта защита и непрочная, зато сохраняет тепло.

Во время длительных поездок при прохладной погоде перечисленные меры могут оказаться малоэффективными и будут мерзнуть поясница и колени. Поэтому пристегните к брюкам меховой пояс, плотно охватывающий поясницу, и утеплите брюки, на коленях подшив тонкий слой ватина.

Необходимы в пути свитер и шерстяные носки. Вся одежда должна быть тщательно подогнана по фигуре, чтобы свести к минимуму попадание холодного воздуха. На куртке, например, желательно иметь «молнию», оканчивающуюся у кончиков воротника. Это позволит застегивать воротник наглухо. Не помешают резинки на талии или ремешки. Хорошо, если куртки имеют манжеты. Вместе с тем одежда не должна стеснять движений, «тянуть».

А что надеть на ноги? Всякой другой обуви предпочитайте сапоги, даже если едете по автостраде на юг. Перед дальней дорогой смажьте их охотничьей мазью или гуталином. Более удобны мягкие и легкие сапоги: при необходимости их проще сложить и убрать в багаж. Резиновые сапоги хороши только в грязь и дождь. Брать же с собой те и другие недозволенная роскошь.

Обязательный головной убор мотоциклиста — шлем. Он предохраняет голову от травм в случае аварии, защищает от ветра, дождя и шума двигателя.

Хороший шлем отвечает следующим требованиям: он прочный, не тяжелый, не имеет остаточной деформации после удара (алюминиевому шлему присущ этот недостаток), не тесен, хотя кожаный подшлемник плотно облегает лицо.
Шлемы бывают разных фасонов — мелкие и глубокие, с наушниками, с козырьком и без него. Каждый фасон имеет свои преимущества и недостатки. Например, глубокий шлем лучше предохраняет голову, но он громоздок, что неудобно, когда приходится носить его в руках. Козырек на шлеме защищает глаза от солнца и мотоочки от дождя, но мешает поднимать последние. И по цвету шлемы встречаются самые различные, но предпочтение надо отдать белому. В солнечный день он меньше нагревается, в темноте гораздо лучше виден, чем шлемы других цветов. Учтите — в дороге шлем всегда должен быть застегнут, иначе при падении он соскочит с головы, так и не выполнив своего назначения.

Не забудьте и о защите глаз. Ездить надо обязательно в специальных очках: глаза не будут слезиться и воспаляться от встречного потока воздуха. Очки предохранят также от случайного попадания пыли и мошкары. Представляете, что может произойти, если придется зажмуриться в потоке машин?

Многие мотоспортсмены отдают предпочтение небьющимся очкам «панорама» с целлулоидным фильтром. Их достоинство — безопасность. Но фильтр таких очков быстро мутнеет. Чтобы уберечь загрязненный фильтр от царапин, его обязательно надо мыть чистой водой, что в дальней дороге не всегда удается. Очки со стеклами удобнее очков с целлулоидом. Кстати, хорошо себя зарекомендовали очки для летчиков. Они имеют выпуклые стекла, с которых во время движения легко стирать грязь и капли дождя (рис. 47).

Рис. 47. Очки со стеклами

В жаркие дни мотоочки можно заменить обычными солнцезащитными, хотя не всякие темные очки подходят для езды на мотоцикле. Внешне оправа выглядит красивой, стекла — большими, но во время движения вся пыль оказывается в глазах, а дужки закрывают боковой обзор из-за мало подходящей конфигурации оправы. Поэтому вновь приобретенные очки обязательно проверьте в движении.

Мототуристы обычно ограничиваются защитой глаз и нередко забывают предохранять лицо. А его в дороге иногда приходится ограждать от холода, обветривания и дождя, который при движении больно сечет кожу. По краям мотоочков прикрепите микропористую резину, закрывающую щели между очками и шлемом, а к нижней части оправы приклейте кожаный наносник. Щеки, рот и подбородок закройте маской или обыкновенной женской косынкой, сложенной треугольником. Концы косынки завяжите на шее под подбородком.

Все эти меры окажутся не лишними, даже если мотоцикл оборудован ветровым щитком.
В жаркий солнечный день мототуристу тоже приходится заботиться о лице. К темным очкам полезно прикрепить пластикатовый наносник, а губы и щеки прикрыть косынкой.

Если специальные мотоочки достать трудно, смастерите защитный щиток из плексигласа и закрепите его дужками на шлеме. Предусмотрите между щитком и шлемом щель, чтобы избежать запотевания стекла от дыхания. Длина дужек, способ их крепления должны обеспечивать фиксацию щитка в поднятом положении и исключить давление плексигласа на нос при опущенном щитке
(рис. 48). Такой способ защиты лица зарекомендовал себя неплохо, но, к сожалению, щиток также легко царапается при
неосторожном обращении, как и очки с целлулоидом, а во время езды ночью появляются сильные блики от фар встречных машин.

Рис. 48. Щиток на плексигласе на шлеме

Ездить всегда нужно в мотоциклетных крагах, а если жарко,— в легких кожаных перчатках. В них руки не устают от рифлений на ручках руля, меньше пачкаются. Да и с точки зрения безопасности эти вещи полезны. Краги хороши при прохладной погоде, так как не пропускают холодный воздух в рукава. Утром не лишними могут оказаться шерстяные перчатки-вкладыши в краги. Весной
и осенью больше подходят двухпалые мотоциклетные краги с байковой подкладкой — рукам в них теплее. Вообще, краги или перчатки нужны хотя бы потому, что из-за многолетнего систематического переохлаждения можно «заработать» ревматизм пальцев.

Особое внимание уделите одежде, защищающей от дождя. Не надейтесь на возможность укрыться от него: в дороге навесов может не оказаться. А как быть, если ненастная погода установилась надолго? Не пережидать же ее, зная, что где-то впереди через 300—500 км. светит солнце, а дни отпуска уходят безвозвратно. Поэтому к движению под дождем надо быть готовым. Специальную одежду на случай дождя подготовьте, даже если собираетесь ехать в кожаном костюме. Как он ни хорош, все же от дождя не спасает: набухнув, он начинает пропускать влагу.

В таких случаях наиболее удобны и практичны прорезиненная куртка (рис. 49) или длинный прорезиненный плащ с поясом. Чтобы полы плаща не относило в сторону ветром, их оборачивают вокруг ног и пристегивают к заранее пришитым кнопкам на задней части плаща. Полиэтиленовые и им подобные плащи для защиты мотоциклиста от дождя не годятся: во время движения они надуваются встречным потоком воздуха и рвутся. Так же мало подходят разного рода матерчатые плащи, куртки, комбинезоны, пропитанные водоотталкивающим составом. Такая одежда, быстро промокает, грязь с нее легко не смывается.

Рис. 49. Непромокаемая одежда

Если на вас будет надета куртка, в дополнение к ней поверх обычных брюк и сапог нужно надеть прорезиненные брюки с застежками у щиколоток. Такие брюки с успехом могут заменить хлорвиниловые штаны или такой же полукомбинезон. Эти вещи продаются в специализированных магазинах «Изотопы».

Непромокаемые брюки можно сделать и самому из листа толстой полиэтиленовой пленки. Швы свариваются при помощи утюга или электропаяльника. Во время сварки между утюгом, стержнем паяльника и пленкой прокладывается газетная бумага или лента тонкого фторопласта.

Ноги следует закрывать с особой тщательностью. Наличие на мотоцикле глубоких крыльев и.грязевых щитков полностью не предохраняет ноги от влаги. Во время движения по мокрому шоссе вокруг мотоцикла образуется водяная завеса из мельчайших брызг. Она смачивает обувь, которая, в конце концов, намокает, особенно в месте соприкосновения с педалью переключения передач. Да и резкий въезд мотоцикла в лужу или встречный автомобиль могут создать такой фонтан брызг, от которого невозможно укрыться. Поэтому бывалые мотоциклисты надевают поверх сапог хлорвиниловые чулки, которые также покупают в магазинах «Изотопы» или сваривают сами. Чулки можно сшить и из прорезиненной ткани. У щиколоток и под коленом их закрепляют резинками, удерживающими чулки на ногах.

В дождь желательно защитить и краги. Для этого используются полиэтиленовые пакеты, схваченные резиновыми кольцами у локтей. Управлению рычагами и ручкой газа такие пакеты не мешают (рис. 50).

Рис. 50. Полиэтиленовые пакеты для защиты краг.

Вмените себе в правило: лучше потерять несколько минут на надевание защитной одежды, чем ехать в мокром, а потом тратить часы на просушку или, того хуже, дни на лечение от простуды. В дороге приготавливаться к дождю старайтесь заранее, не дожидаясь его начала. Тогда сможете выехать почти «сухими из воды»

Если у вас на мотоцикле будет пассажир, не забудьте позаботиться и о нем. Он также должен быть надежно укрыт от холода и ненастной погоды. Учтите, пассажиру бывает даже холоднее, чем водителю, так как он сидит практически без движений, да и завихрения воздуха от ветрового щитка или корпуса водителя могут обдувать ему спину. Особое внимание обратите на одежду, если пассажир — женщина. Она должна быть обязательно одета в непромокаемые брюки, а поясница ее надежно защищена от холода. Краги пассажиру тоже необходимы, а на ногах желательны сапоги. Хорошо, если куртка легко отмывается от дорожной грязи и капелек масла, выбрасываемого из глушителей, поскольку и грязь и масло на большой скорости интенсивно осаждаются на спине пассажира.

Вообще экипаж мотоцикла должен быть одет равноценно, и, если хотите, красиво — эстетика тоже не последнее дело. Согласитесь, пиджак, надутый пузырем на спине, плащ с развевающимися полами — не очень-то красивое зрелище.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
Запись опубликована в рубрике Обо всем подряд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.