Теряем мотоспорт?

Здравствуйте.

Теряем мы мотоспорт, или все уже давно потеряно, так и не найдясь? Честно говоря, думаю, что второе.

Сначала был Совок, чемпионаты мира по мотокроссу брались нашими спортсменами. Арбекову, который ярко блеснул в мировом мотокроссе в 1964-65 годах, практически поклоняются до сих пор, хотя мотокросс с того времени изменился до неузнаваемости. Московка, который до сих пор тренирует любителей, тоже был очень крутым мотогонщиком, но тоже уже не в том мотокроссе, который мы имеем сейчас. С эндуро история мутная, были шестидневные гонки, но опять же, стариков эндуро-гонок почти совсем нет, поскольку нормально этот спорт развился уже фактически в наше время.

Потом начались 90-е и вот это все вот, когда не было ни государственной поддержки, ни денег воспитывать спортсменов. Фактически, мотоспорта в нормальном его проявлении не было.

И что мы имеем сейчас. Только начинают, в рамках погрешности, подрастать молодые мотогоны, которые имеют какие-то перспективы в профессиональном мотоспорте. Это в мотокроссе. В эндуро все так же печально: посмотрите на возраст спортсменов – старики уже все, конец 70-х, начало 80-х года рождения. Ралли на более или менее высоком уровне – тоже тусовка пенсионеров.

Почему так, давайте задумаемся? Да потому, что на моторные виды спорта нужны деньги, это не бег, где достаточно иметь кроссовки, целеустремленность и немного задатков. Мотокросс требует меньше всего денег, потом идет эндуро в разных проявлениях, затем ралли-рейды.
Мотокросс – это относительно недорогие мотоциклы, низкие стартовые взносы, доступность трасс и тренеров.
Эндуро – адекватного тренера еще поискать, взносы как минимум в два раза выше, чем в мотокроссе, более дорогие мотоциклы, которые гораздо чаще, чем в мотокроссе, раздаблываются вхлам.
Ралли – высокие стартовые взносы, крайне дорогие тренировки с тренером, которого днем с огнем еще поискать. Высокая стоимость достройки мотоцикла, с учетом навигационных приборов. Высокие накладные расходы, связанные с участием, поскольку зачастую нужен водитель технички, а сами мотогонки чаще всего многодневные.

Вот и получается, что если мы приходим к зависимости стоимости от возраста, и связанным с ним появлением определенного благосостояния, у нормальных людей, то и спонсора наши спортсмены видят, в основном, в зеркале. В принципе, это и так понятно, можно было и не строить никаких зависимостей на эту тему.

Откуда берутся спонсоры? Спонсорство в спорте – это де-факто рекламная услуга, в рамках которой рекламодателем выступает спонсор, а рекламной площадкой – спортсмен. Иначе говоря, один дает денег на то, чтобы его бренд засвечивался в максимальном количестве СМИ, которыми, теоретически, должен быть окружен любой большой спортсмен. Теоретически должен быть окружен… Поскольку мотоспорт в нашей стране по федеральным каналам не показывают, государственная поддержка, которая могла бы выражаться в налоговом вычете в размере спонсорских отчислений, к примеру, отсутствует и вряд ли когда-нибудь появится, то и интересуются им, в основном, люди, так или иначе с ним связанные. Даже в самом массовом и зрелищном виде мотоспорта – мотокроссе, редко встретишь на трассе случайного зрителя. Нет, зрителей много, но это все родственники, другие спортсмены, бывшие мотогоны или техподдержка. Случайные зрители из местных изредка забредают посмотреть на летающих на мотоциклах мужиков, а специально куда-то ехать просто, чтобы на это посмотреть, никто даже и не думает.
Эндуро и ралли вообще смотреть не по телевизору совершенно не интересно. Кто-то куда-то уехал или быстро просвистел мимо – и скрылся. Нужно освящение, причем работать должна команда операторов или фотографов.

Ну вот мы и приходим к тому, что никому это не надо, кроме самих мотогонщиков. Не надо зрителям – потому и не показывают и не популяризуют, не надо спонсорам, поскольку почти никто их бренд не засветит в СМИ, да и в кризисные времена “резать косты” начинают прежде всего с рекламы. И не надо государству: тенденция увеличивать налоговое бремя в последние годы прослеживается очень хорошо.

Прямая зависимость от экономики и так понятна, но вдумайтесь в саму структуру! Как должно быть, и как есть! Не было никогда у нас нормальной структуры мотоспорта, какая она должна быть в рыночной экономике. А плановая экономика давно сдохла, и в ДОСААФ Чезеты уже никто не будет передавать.

Отсюда вывод: с кризисом ничего мы не теряем по той причине, что и терять нечего! Все нормально, мужики, держимся!

А выползать из этого всего надо, начиная с освящения в СМИ, как только заинтересуется зритель, подтянутся и все остальные рыночные механизмы.

Все.

About mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>