Здравствуйте.
На «Снежном Шторме» обнаружил, что некоторые из участников мотозачета не знают, как их навигационное оборудование работает в условиях зимы. Попробую вкратце рассказать о подготовке мотоцикла к ралли и об особенностях его эксплуатации в зимний период, для будущих участников зимних ралли.
Итак, ключевой особенностью ралли является ориентирование, которое осуществляется по легенде. Мотогонам выдается рулон с обозначением поворотов и препятствий, который вставляется в специальную перемотку. Позиции на легенде подкручиваются на перемотке, в зависимости от пройденной дистанции. Следовательно, вторым необходимым прибором является одометр, с возможностью сброса пройденной дистанции. В качестве одометра может быть использован популярный у участников совершенно различных внедорожных соревнований прибор — Tvertrip.
«Правильное» ралли — это ралли в пустыне. В песках можно идти курсом, то есть, просто по стрелочке, показанной на GPS-навигаторе. Но нормальные GPS-приборы запрещены. Поэтому организаторы вводят еще один прибор — ERTF Unik. Юник в своем обычном состоянии спит, но, как только гонщик приближается к одной из точек, прибор оживает и начинает на нее выводить. Потом опять засыпает. Ну, это так, на пальцах. По поводу целесообразности использования Юника в средней полосе я слышал разные мнения, но большинство опытных гонщиков говорит, что нужен он только в песках.
Все это добро, конечно же, должно каким-то образом крепиться на мотоцикл. Для этого строят «башни», которые либо поворачиваются вместе с рулем мотоцикла, либо жестко прикреплены к рулевой колонке и никуда не дергаются при езде.
Ралли — это скорость. Появляется необходимость стабилизировать руль при заходе в повороты. Для этого на мотоциклы ставят рулевые демпферы.
На фото справа под рулем мотоцикла Yamaha WR450F установлен роторный рулевой демпфер.
Наконец, мы подошли к проблеме недостатка топлива. На Ралли бывают дозаправки, но 100 километров спецучастка, по общему правилу, мотоцикл должен уметь проезжать. Но 100 км. спецучастка — это намного больше километров на заднем колесе. Плюс, сам формат ориентирования провоцирует к тому, чтобы заблудиться и намотать по местным буеракам еще какое-то количество километров.
То есть, бензина должно хватить, а для этого нам придется ставить дополнительный бензобак, либо увеличенный в объеме бензобак.
На фото внизу — как раз такой бензобак с ушами на мотоцикле Honda CRF450 Стаса Поперечного.
И еще одна маленькая мелочь. Поскольку ехать придется далеко и долго, в зимний период крайне важно утеплить руки. Обычно для этого используются специальные варежки на руль мотоцикла.
Теперь об особенностях эксплуатации всего этого тюнинга в холодное время. В принципе, на холоде нормально работают только варежки на руль 🙂 Ну и к одометрам у ребят, вопросов, вроде бы, не было: если одометр вообще включался, он работал.
1. Как мы знаем, на «Снежном Шторме» Юник отменили, поскольку, как оказалось, он замерзает. Это огромный плюс, поскольку мотогоны ехали без лишнего прибора, который можно случайно и срубить при падении. Да и стоимость гонки это удешевило чуть ли не в два раза.
2. Перемотки, оказывается, имеют свойство буксовать на морозе. Дело в том, что привод на вал, который крутит легенду, осуществляется с помощью резинок, которые на морозе дубеют и перестают выполнять свою функцию. Этому подвержены все перемотки, вне зависимости от производителя. Хотя, Олег, который в России, наверное, единственный, кто делает раллийные перемотки на профессиональном уровне, заморочился и сделал Диме Белову подогрев.
С учетом того, что трасса Бахи «Снежный Шторм» представляла из себя снежную трубу, с одним из гонщиков у нас разгорелся спор о том, дает ли легенда на такой трассе какие-либо преимущества, предупреждая о препятствиях за поворотом, или, наоборот, только отвлекает от нормальной эндурной езды. Скажу лишь, что по факту многие гонщики ехали вообще без навигации, по следам — и ничего, оказались в одном ряду с середничками.
3. Мотоцикл на морозе просто так не заводится — ну это понятно!
4. Масло в рулевом демпфере замерзает и он… Начинает люфтить! То есть, пока внутри от трения он сам себя не нагреет, фактически он не работает. В принципе, можно, наверное, нагреть феном и тут же стартануть.
5. На конкретно данной гонке увеличенный бензобак на прологе только мешался, а на СУ были дозаправки через каждые 45 км., поскольку трасса была круговая. То есть, о целесообразности использования увеличенного бензобака надо думать в конкретном случае, под конкретную погоду.
В общем, повторюсь. Затея зимней гонки на длинную дистанцию, как мне кажется, спорная. Но если кому-то очень уж хочется поехать-погонять, надеюсь, данная статья чем-то поможет, ведь это опыт не одного, а нескольких гонщиков, и поэтому можно говорить о том, что перечисленные в статье проблемы — это тенденция, а не исключение из правил.
Все.