Отчет о путешествии на мотоцикле по Северному Кавказу (Часть 8. Черекское ущелье – Кармадонское ущелье).

Здравствуйте.

Из Черекского ущелья мы поехали в Кармадонское по максимально кривому пути. С одной стороны, у меня была глубокая задумка в отношении этого маршрута, с другой — после схода ледника Колка картография в районе Кармадонского ущелья представляет из себя полный рандом… Хотя дороги-то есть и времени прошло уже много. Ну, в общем, я дам нормальный маршрут на основе набитых шишек, разумеется.

По прошлой поездке на Кавказ, мы знали, что между Кабардино-Балкарией и Северной Осетией есть граница, причем граница эта почти настоящая, не похожая на простую табличку с обозначением области, как обычно это бывает у нас, в средней полосе, и на севере. Между КБР и Осетией на трассе стоит блок-пост с гаишниками и военными. По прошлому разу, также, мы знали, что на этом посту могут всех поголовно «продувать» в трубку, и все бы ничего, но к их трубкам нет абсолютно никакого доверия. А доказывать свою невиновность, сдавая кровь в лаборатории где-нибудь в Ардоне, в лучшем случае, — значит терять драгоценное время отпуска (тут я не придумываю, не по наслышке знаю этот их хитрый прием). Поэтому, перед самой границей с Северной Осетией мы свернули с трассы направо, на Чиколу, намереваясь оттуда проехать по параллельной дороге, через Дигору, Ардон и Архонскую, чтобы потом через Гизель и Верхнюю Санибу пройти до Кобана, а там, через Даргавс, попасть в Кармадонское ущелье и посмотреть на сошедший в 2002 году ледник Колка.

Теперь внимательно! Начиная от Архонской, это самый дурацкий путь, который вообще можно выбрать! Этим путем можно возвращаться в сторону Владикавказа, но только на мотоцикле эндуро! До Дагравса можно доехать по нормальной асфальтированной дороге прямо от Архонской через Фиагдон. А там уже, опционально, эндурить, если захочется. Тем более, что Фиагдонское ущелье тоже очень красивое и стоит посещения.

Черекское ущелье-Гизель.

Из Черекского ущелья есть еще одна дорога, через Жемталу и дамбам ГЭС, но там ничего интересного. Выехали на трассу и поехали в сторону Осетии. Ментов по обочинам — видимо-невидимо! Просто через каждые 500 метров стоят!

Это лишь придало уверенности, что правильно мы решили свернуть — не хотелось тратить время на тупые вопросы, в случае остановки.

Свернули на Чиколу, уперлись в шлагбаум на «границе». Блок-пост там бедненький, локальный, спецсредств никаких нет, так, сидят с Калашами, переписывают всех, кто мимо едет, и мух ловят. Нас переписали, дежурно порасспрашивали про мотоцикл и пропустили в Северную Осетию.

Обозначенный маршрут до Архонской почти ничем не примечателен, кроме пары асфальтовых серпантинов и нескольких сторожевых башен где-то вдалеке. В целом, больше похоже на Ставропольский край, чем на Кавказ. Интересного мало.

Кармадонское ущелье.

Если заезжать через Фиагдон — то все нормально. Если как мы — то сейчас расскажу 🙂

Через Кобанское ущелье есть дорога, местные называют ее «33 поворота», построили ее сразу же после схода Колки для того, чтобы обеспечить Кармадону еще один выход к цивилизации, в случае, если ситуация со сходом ледника повторится. «33 поворота» представляет из себя очень крутой (и красивый!) серпантин. Спускаться по этой дороге — очень рекомендую. А вот подниматься ли… Думайте сами. Кадры на ГоПро совсем не передают крутизны уклона, а в особо прикольных местах Аська вообще зажмуривалась и ничего не снимала 🙂 Так что придется поверить мне на слово.

По горным серпантинам на мотоцикле

Самое прикольное, что, одолев эту дорогу, выезжаешь на вполне приличное покрытие прямо рядом с плотиной Гизельдонской ГЭС.

И почти сразу же попадаешь к Даргавсу и Городу Мертвых.

Город Мертвых в Даргавсе — это древнее захоронение местных горцев… Очень богатых горцев, поскольку, судя по тому, что все источники хором называют стоимость обтески одного камня в одну овцу, позволить себе такой склеп могли лишь богатые семьи. Над Городом Мертвых возвышается сторожевая Башня Аликовых.

Сторожевая Башня Аликовых, Кавказ, Северная Осетия

Опять же, некоторые источники сообщают, что строительство таких сооружений, а они очень часто встречаются по всему Кавказу, стоило не только немалых денег, но и должно было завершиться за один год. Если башню не успевали достроить — ее просто забрасывали. Почему — не знаю.

Мы поехали дальше, в Кармадон, по вполне приличной, для того региона, горной дорожке. Смотрю — местный на китайской эндуре едет.

Тормознули его поспрашивать дорогу. Дальнейший разговор строился на тезисах «дорога вроде есть» с объективными критериями, вроде «мне говорили, что кто-то проезжал в прошлом году».
Мотоциклы в горах Кармадонского ущелья

Чувак в упор не понимал, что там, где он проскочит на своем китайченке, мы, вдвоем, груженные, можем не пройти. Поэтому не стали слушать его советов по дальнейшему маршруту (к тому же усталость давала о себе знать) и обратно отправились через Фиагдон. Дорога там красивая, много древностей по пути, вроде старых водяных мельниц и башен.

На мотоцикле в Фиагдонское ущелье

Сам же ледник Колка давно растаял, не могу сказать, что сейчас он представляет из себя хоть сколько-нибудь интересное зрелище.

Кавказский хребет — за спиной. Ледник сошел по ущелью, ударился об эту гору и остановился.

А мы поехали во Владикавказ отдыхать.

Все.

Часть 7.                                   Оглавление.                        Часть 9.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
Запись опубликована в рубрике Путешествие с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.