Отчет о путешествии на мотоцикле по Северному Кавказу (Часть 3. Джылы Су — Тырныауз).

Здравствуйте.

Переночевав в Джылы Су, решили ехать дальше, в Тырныауз. Но погода в горах переменчива, с самого утра подул такой ветер, что палатку чуть не унесло, а затем зарядила гроза с градом. Сняться смогли уже ближе к полудню.

По поводу дороги от Джылы Су до Тырныауза информации было много, но ее версии, иногда, диаметрально различались. На Викимапии дорога есть. Больше нигде ее нет, даже на OSM, которая, вообще говоря, обычно не подводит и хорошо знает местность. Опрос местного населения дал следующие результаты:
Дорожный рабочий: «Даааа! Вон прямо-прямо, в Тырныауз приедешь!»
Местный МЧСник: «Дорога совсем плохая, много лет не чистилась, не пройдете.»
Сосед по палаточному лагерю, джипер: «Можно пройти, но на хорошо подготовленном внедорожнике.»

Смысл в том, что когда-то в Тырныаузе был горно-обогатительный комбинат, от которого в горы поднимался отличный серпантин. Эта дорога регулярно чистилась, перевалы были проходимы даже на легковом автомобиле. Но потом ГОК развалился, (я потом подробнее остановлюсь на его истории, когда буду рассказывать про Тырныауз), дорогу забросили, и сейчас она используется лишь изредка местными на проходимых автомобилях и редкими искателями приключений. Точно знаю, что перед нами налегке по этой дороге ушло еще два мотоцикла. С владельцами я не познакомился, так как не застал их в лагере, но их КТМы в прицепе пикапа видел. Я так понял, что «техничка» поехала по асфальту в объезд ловить их в Тырныаузе, а ребята поехали на мотоциклах напрямик. Ну, как всегда, все с техничкой, а мы — без, ломанулись туда на груженном Гусе вдвоем 🙂

Съезд на дорогу к Тырныаузу похож на обычную локальную горную дорожку, коих там много. Немного засомневавшись, то ли направление выбрали, свернули на нее.
Горные дороги на мотоцикле

Сразу стало понятно, что плотного траффика не встретим.

Дорога действительно давно не чищена, но это ведь только добавляет эмоций, правда? 😉 Обычно, чем меньше людей, тем чище и красивее местность.

А дорожка оказалась действительно не самая простая, да еще и к тому же пугали острые камни. На одной из коротких остановок мы все еще раз взвесили и решили, что с водой в этих местах проблем нет, сусликов навалом, если что — зажарим шашлык, да и до помощи в любую сторону идти в пределах одного дня. И поехали дальше.

Где-то на половине пути встретили туристов на Жигуле! Ребята оказались сборной компанией из разных городов России, добрались до середины дороги, но дальше решили не ехать, поскольку дорога неумолимо портилась, а у них, из-за высоты, еще и начались проблемы с карбюратором. Пожелали нам удачи и сказали, что дорога дальше совсем плохая. Ну, по крайней мере, за насосом, если что, теперь идти было ближе 🙂

Дорога и правда только ухудшалась. Фотография не показывает в полной мере крутизны уклона, но уклон там есть, поверьте, и не хилый. Иначе бы не стал просить Аську слезть с мотоцикла и пройти пешком.

На самом деле, несколько раз, на подъеме, я чувствовал, как переднее колесо мотоцикла отрывается от земли. Но Аська — молодец, опытный второй номер 🙂 По моей команде я буквально ложился на бак, а она прижималась к моей спине, тем самым немного загружая переднее колесо. Так мы проезжали сложные участки.

Потом начался перевал, причем довольно высокий, по ощущениям, чуть больше трехтысячника, и мы попали в облака 🙂

Кататься на мотоцикле в облаках прикольно, мы еще в Грузии полюбили это занятие. Но долго так ехать утомляет, поскольку видимость, иногда, метров 5-7, дорога плохая, а мотоцикл нагружен. И кажется, вот он, просвет…

…но потом снова все заволакивает облаками.

На перевале встретили местного на ГАЗ-53. Я говорю, как там ГОКовский серпантин? А он мне: «да нормально, мы, вон, видишь на чем ездим и вверх, и вниз!» 🙂 В совокупности с уже подмеченным мною следом наших двух КТМщиков, это вселило уверенность, что все будет ок, и до Тырныауза мы, вероятнее всего, доберемся. Вскоре пошел тот самый серпантин горно-обогатительного комбината, с зияющими дырами шахт в скалах. В такую дыру запросто может проехать Камаз, а, когда ее проезжаешь, чувствуешь холодный поток воздуха. Температура там, наверное, всего градусов семь или десять, но, на фоне нормальной температуры, плюс разгоряченность эндурной дорожкой, дают ощущение, что холод просто адский.

Проходы в шахты ГОК Тырныауза

Потихоньку дорога улучшается…

…облака рассеиваются…

…становится виден Тырныауз, а это уже — ффуххх! — все будет нормально!

И так, через развалины ГОКа, попадаем в город. Маршрут пройден.

Развалины ГОК Тырныауз на мотоцикле

Тырныауз на мотоцикле.

И сейчас я объясню, почему мы останавливались и совещались по поводу того, ехать дальше или не ехать, и почему были так рады, что добрались. Дело в том, что мотоцикл сам, естественно, не починился 🙂 Каждый раз, когда приходилось глушить мотор, это мог быть последний раз, поскольку заводился он крайне плохо. Несколько раз я просто пускал его под гору и заводил с передачи и бороться мне приходилось все это время не столько с плохой дорогой, сколько со сцеплением, чтобы бедный Гусь как-то тянул 130 килограмм человечины с грузом под адовый уклон. В Тырныаузе Гусь заводиться отказался окончательно. Пришлось оставаться с ночевкой.

Гостиница была забита военными, но сам-собой организовался частный сектор — повезло.

Все.

Часть 2.                                                  Оглавление.                                              Часть 4.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
Запись опубликована в рубрике Путешествие с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.