«Три месяца назад я написал эту песню, но с е…чим темпом
инфляции я зае…ся тексты переделывать, так что пусть в
этой песне все остается как было.»
Юра Хой
Здравствуйте.
Собственно, я начал с того, что хочу перестроить подвеску обычного BMW F650GS в Дакаровскую. С передними амортизаторами все более или менее понятно — я их уже заказал, они идут по почте вместе с траверсой. С задним моноамортизатором мотоцикла все не так просто — существует огромное количество готовых решений, разных как по качеству и своим свойствам, так и по цене.
Да, а цитата из Сектора Газа в эпиграфе из-за того, что в этой статье все считаю в долларах США, т.к. почти все варианты амортизаторов приходится заказывать через ebay, да и курс все скачет и скачет…
В моем случае главным фактором является цена, поскольку я, конечно, строю Дакар, но в настоящем Ралли Дакар на нем участие принимать не собираюсь. Правда 🙂 Поэтому и амортизатор мне нужен без излишеств.
По степени крутости амортизаторы выстраиваются примерно в таком порядке:
1. Обычный моноамортизатор.
2. Моноамортизатор с прогрессивной пружиной.
3. Моноамортизатор с газовым резервуаром.
Плюс к этой условной шкале добавляется возможность настроек амортизатора мотоцикла. Выбор из доступных опций приходится совершать исходя из потребностей. Если родной Дакаровский амортизатор нравится, но он вдруг потек, берем первый вариант. Хотим «прокачать» подвеску — смотрим на второй и третий.
Конечно, здесь мы говорим о гидравлических амортизаторах, однотрубных или двутрубных — не важно. Готовые решения для мотоцикла BMW F650GS сводятся к следующим опциям:
Ohlins.
Крупнейший мировой производитель амортизаторов. В линейке Ohlins для Дакара есть S46HRCS. Вообще, вся линейка S46 Ohlins предназначена для использования для эндуро, но именно обозначенный амморт подходит на Дакар.
S46HRCS имеет газовый резервуар и удобную систему настроек по жесткости, которая монтируется на родное посадочное место — справа под седло.
Чем хорош данный амортизатор. Своей конструкцией с выносным газовым резервуаром, который, по-сути, является компенсационным. То есть, этот амортизатор не двухтрубный, а однотрубный — масло в нем не так подвержено вспениванию. За счет этого он не теряет своих свойств при длительной езде по мелким кочкам. В нашей стране есть грейдеры, наподобие грейдера на Мототревелсе, которые ровняются гусиничным трактором и представляют из себя очень мелкую стиральную доску. Масло на таком покрытии быстро вспенивается, амортизатор теряет свои свойства, а в особо запущенных случаях вообще взрывается. Вспоминаются рассказы про взорвавшийся амортизатор Варадеры, масло из которого попало на выхлопную трубу и вспыхнуло. Тушили пивом 🙂
Так вот, S46HRCS хорош всем, кроме своей цены — около 1700 $ без учета доставки… Для меня это дорого, такой вариант я не потяну.
Elka.
Все то же самое, что и Ohlins, но подешевле. Не думаю, что Elka чем-то хуже, но звучит не так понтово, как Ohlins.
Партнамбер этого моноамортизатора для Дакара — ELKA-40006.
Тут же добавлю, что степень крутости афтермаркетовых амортизаторов различается по уровням. Данный амортизатор — это 4 уровень — круто, считается, что с такой подвеской уже можно принимать участие в серьезных соревнованиях.
И, конечно, это не поточный товар. Что Ohlins, что Elka, изготавливаются под вес мотоцикла, ездока, стиль езды, привычку кататься нагруженным или со вторым номером. То есть, с момента заказа в течение около 2 недель обычно происходит сборка амортизатора. Где-то быстрее.
Стоимость такого моноамортизатора уже около 1300 $, без учета доставки. тоже дороговато, но уже интереснее.ТутELKA-400
Wilbers, Hagon, Hyperpro.
Очевидно, двухтрубные, амортизаторы без газового резервуара. Зачем вторая труба? Все просто — шток с поршнем давит на масло, масло должно куда-то деться. Соответственно, внутри цилиндра делают две трубки, соединенные общим каналом. Во внутренней трубке ходит шток амортизатора с поршнем, во внешнюю масло поступает, когда мы наезжаем на какую-то неровность. Работает это все по принципу сообщающихся сосудов, короче говоря, но это я на пальцах объясняю, конечно там все не так просто, как кажется. Минус, как уже было сказано — вспенивание масла и потеря амортизатором работоспособности на очень-очень, совсем плохих дорогах 🙂 И, как я уже говорил, лично я с этим не сталкивался.
А может и газовые однотрубные, не нашел информации по этому поводу.
В общем-то, кроме прогрессивной пружины, от стока не должны кардинально отличаться. Стоковый амморт BMW F650GS, да и Дакаровский, работает очень хорошо в пределах родного колхоза и в дальних поездках в отпуск. У меня к нему никаких нареканий нет, поэтому родной амморт целесообразно было бы заменить одним из обозначенных.
Чем отличаются Hyperpro, Wilbers и Hagon? Да ничем. Странами производителями. Стоимость колеблется в районе 800 $ без учета доставки, сборка производится также в зависимости от параметров мотоцикла и ездока. У Hyperpro, при самой высокой стоимости из трех, довольно крутое название, и я бы остановился именно на этом амортизаторе, если бы не…
Изготовление амортизатора для мотоцикла BMW F650GS Dakar на заказ.
…если бы это не было так неинтересно! 🙂
Поэтому я нашел контору PM-Garage, которая находится в Москве и занимается, среди всего прочего, изготовлением амортизаторов для мотоциклов. За обычный амортизатор без газового резервуара мне обозначили стоимость в районе 250 $. То есть, не только намного дешевле, но и под боком — за доставку не надо платить.
Если вдуматься, ну вот сколько в мире заводов по изготовлению различных деталей для амортизаторов? Ну, допустим, Showa, Ohlins, различный потоковый сток имеют свои заводы, хотя те же японцы при сборке мотоциклов спокойно закупают и ставят в стоке Шову. Ну, еще пара заводов в Китае, которые лепят одно и то же под марками YSS, RFY и т.д.
Я это к тому, что наверняка, что Hagon, что Wilbers, что PM-garage по факту используют одни и те же материалы, а на месте осуществляют лишь сборку под своим брендом. А итоговая стоимость амортизаторов строится, в основном, исходя из раскрученности бренда и затрат на оплату труда работников, которая может немного отличаться в зависимости от уровня жизни в стране-производителе.
В общем, пойду к нашим с предложением сделать мне более дорогой амортизатор с выносным газовым резервуаром, а там посмотрим, чем это все закончится 🙂
Списался с PM-Garage по поводу изготовления амортизатора на BMW F650GS Dakar. Получил максимально понятный и удовлетворяющий мои нужды ответ, который, наверное, имеет смысл просто процитировать:
«Все наши аморты однотрубные газовые.
С выносным резервуаром пока не делали, смысла пока нет. Как дочертим и простестируем блок регулировки сжатия, тогда и будет выносной бачок. Но в целом мы настроены на полный регулируемый амортизатор по типу Охлинс ТТХ. Конструктив сложнее, но зато полный набор регулировок.
Делать просто выносной бачок без регулировки, смысла почти нет. Циркуляция масла через шланг минимальна, охлаждение все равно идет через основной корпус т.к. источник нагрева масла все равно поршневая система внутри аморта.»
Все.
В итоге, на протяжении уже долгого времени (2 года или вроде того), слышу негативные отзывы о работе PM-Garage. Они связаны не с качеством ремонта амортизаторов, а с отношением к клиенту. PM-Garage и Миша, в частности, может пропасть надолго и не брать трубку, сорвать все сроки выполнения работы по нескольку раз.
НЕ РЕКОМЕНДУЮ обращаться в PM-Garage, и не хочу, чтобы эта статья воспринималась за совет или рекламу этой конторы.