Здравствуйте.
В путешествии всегда так, либо все хорошо, и тогда ты привозишь с собой много фотографий, какие-то более или менее статичные впечатления, посещаешь много мест и в итоге возвращаешься отдохнувшим. Либо что-то идет не так, и тогда отдых из отдыха превращается в испытание, фотоаппарат доставать некогда, но зато ты знакомишься с огромным количеством интересных людей, заводишь знакомства, и по приезду ощущаешь приятную усталость. А главное – в таких случаях всегда есть, что вспомнить.
Наше путешествие на мотоцикле из Батуми в Стамбул можно назвать Сагой Заднего Колеса 🙂
С одной стороны, обстоятельства нас немного поджали, и теперь наш маршрут обрел хоть какие-то четкие очертания. Теперь я могу уже озаглавить нашу поездку как «Путешествие на мотоцикле вокруг Черного моря». С другой стороны… мда… это был трудный путь.
А дело было так.
Приключения.
Как вы помните, в Кутаиси я пропорол колесо. Заклеить камеру в шиномонтаже – дело плевое, но у камерных колес есть такая особенность, если причина прокола не устранена, и что-то острое осталось внутри колеса, естественно появится новая дырка. Так вот, бортируя резину в Кутаиси, под дождем, ночью в темноте, да еще и рядом с горящей помойкой, не удивительно, что причину прокола мы проморгали. Сразу после того, как мы прошли границу с Турцией, заднее колесо моего мотоцикла снова начало спускать.
Эпизод первый. Скрытая угроза.
Пройдя границу, мы проехали километров пятьдесят. Потом хвост мотоцикла зажил своей жизнью, мы остановились и поняли, что едем на ободе. Мда… Турция, Рамадан, все закрыто, мы на трассе около какого-то городка с непроизносимым названием, тишина. Рядом с дорогой находилась детская площадка, на которой со своим сыном одиноко играл какой-то мужик. Я вообще не подошел бы к нему, все-таки дети – это святое, но больше обратиться было не к кому. Тут нам повезло в первый раз. Мужик оказался бывшим моряком, не просто прекрасно владеющим английским, что в этих краях действительно редкость, но и много раз бывавшим в Питере и Калининграде 🙂 Конечно, он принял нас как родных!
Провинциальный турецкий городок на побережье выглядит так.
Наш Моряк (назовем его так, имя не произносимо) сказал, что в этом городке есть небольшая мастерская по ремонту мотоциклов, и что у них может быть в продаже даже новая камера. Через двадцать минут нам был организован небольшой грузовичок, в который не влезал мотоцикл, зато без проблем поместились все наши вещи и Аська.
Мы же с Моряком потолкали мотоцикл в мастерскую.
В мастерской мы тщательно продули покрышку изнутри, промыли ее и, не найдя ничего острого, поставили новую камеру. Распрощались с нашими спасителями, мастерами и двинулись дальше, к Трабзону.
До Трабзона на своих колесах нам доехать было не суждено, километров за сорок до него колесо село на обод повторно.
Эпизод второй. Хороший, плохой, злой.
Остановились рядом с заправкой, смотрю, на заправку лихо заскакивает Yamaha R1. Ну, думаю, хоть бы остановился! Машу руками, Эрчик проскакивает метров двести по инерции, разворачивается и по обочине подъезжает к нам. Я показываю на свое заднее колесо, спущенное до обода и говорю: «Bad luck!». На что пилот Эрчика снимает шлем, тыкает сначала пальцем в мое колесо и повторяет, — «Bad luck!», — потом тыкает пальцем себя в грудь и говорит: «Good luck!». Так нам повезло во второй раз. По габаритам наш новый друг был очень велик, так что он был не только «Good luck», но и «Big luck». Весил, наверное, больше центнера 🙂 Он позвонил кому-то и вызвал подмогу, на пальцах объяснив, что скоро приедет минивен, и что мы поедем на нем в Трабзон чиниться в мотосервис.
Приехала компания парней, закинули наш мотоцикл в минивен, едем. Один из них сел на Эрчика и организовал нам что-то вроде кортежа 🙂 Чувак не ехал, а натурально ЖОГ! Всю дорогу почти проехал на заднем колесе. Все это в сланцах, шортах и футболке, естественно.
Приехали в сервис, сняли колесо, я пытаюсь объяснить, что надо тщательно искать внутри, но они английского вообще не понимают. Один из мастеров хватает мое колесо, садится в минивен и укатывает с ним в неизвестном направлении. Ладно, думаю, может повезет, и они меня поняли.
Оказалось – не поняли.
Эпизод третий. За пригоршню долларов.
Переночевали в Трабзоне и выехали наутро. Протянули на этот раз километров сто 🙂 Остановились вообще в какой-то глуши. Трасса. С одной стороны тоннель, с другой стороны – тоннель. Поматерился. Начали стопить фуры. Остановилась вторая или третья, накачались от компрессора, прислушался к колесу – свистит конкретно 🙁 Но второй тоннель проехать хватило, и то ничего. Подъезжает к нам пикап местных ремонтников, в нем трое, по-английски ни бум-бум 🙂 Объяснение на пальцах, снимаем колесо, едем с колесом в местный шиномонтаж. Наши спасители по-английски знали только одно слово, но это слово – самое главное в любом языке 🙂 Это слово «money». Как они меня достали за эту короткую поездку! Я уже думал, не расплачусь, т.к. они всю дорогу трындели «мани-мани»! Камень с души упал, когда весь вопрос вместе с шиномонтажом уперся мне всего в 20 турецких лир!
Тут я начал изучать турецкий, решил, что еще может пригодиться. Шина по-турецки – «ластик» («lastik»), а шиномонтаж – «ото ластик» («oto lastik»). И это третий раз, когда нам повезло. Шиномонтажник попался нормальный, и делал все при мне, так что я сам убедился, что наша камера порется примерно в одном и том же месте. Обыскали все, причину не нашли. Попросил его налепить мне заплатку на саму покрышку с внутренней стороны в том месте, где поролась резина. Налепил.
Я думал, поможет – не помогло 🙂
Эпизод четвертый. Свой среди чужих.
Тут я уже понял, что Турция – страна мусульманская, и находится вне юрисдикции нашего, христианского Бога. Едем, я постоянно глазами ищу надписи «oto lastik», чтобы, если что, остановиться неподалеку.
Проехали на этот раз километров двести. Свист резины, хвост бросает туда-сюда, но наш «ластик» я приметил 🙂 Правда, на противоположной стороне дороги.
Думал, дотянем – не дотянули 🙂 Метров сто.
Рядом заправка, я решил спросить у местного, точно это «ластик» или может я ошибся. Местный оказался беглым грузином, который сбежал от режима Саакашвили шесть лет назад, жил в Турции без паспорта и без прав. Единственным его имуществом был старый малокубатурный чоппер турецкого производства без фары и с пучком проводов, торчавшим из рулевой колонки. Заводилось это чудо техники только с толкача.
И на этот раз нам крупно повезло. Не скажу, что шиномонтажники отнеслись к нам со вниманием, но один из них увидел изнутри покрышки небольшую дырку от кутаисского прокола. Из нее не торчал корд, вообще не было ничего острого, но она создавала шершавость, которая протирала покрышку через какое-то количество километров пути. Он указал на нее пальцем, сказал «Problema!», заклеил обычной заплаткой – и все, это был последний эпизод с шиномонтажем, после этого мы благополучно добрались до Стамбула.
Эпизод пятый. Ночной Ездок.
Эмм… Да, я конечно ботан с двумя образованиями, но иногда бывает, что и я сваливаю от ментов. А поскольку я фанат «Безумного Макса», я всегда ору в шлем «Я – Ночной Ездок!!! Никто не может поймать Ночного Ездока!!!». В Москве помогает, но я так делаю только если уж совсем сильно нарушу.
Уважаемые читатели, нарушать ПДД нельзя! Вот! 🙂
В Турции у меня тоже был один эпизод, когда хотелось поорать о том, что я – Ночной Ездок 🙂 А дело было так. Наш грузинский друг из четвертого эпизода Саги Заднего Колеса, после шиномонтажки повел меня обратно на заправку, где меня ждала Аська, кормившая кроликов, которых там разводили, моим обедом.
Обратно на заправку мы поехали ПРОТИВ движения транспорта. Считай, по встречке. Ну, я думал, что для Турции это нормально. А через дорогу стояли менты и внимательно наблюдали за этим бардаком. Благополучно добравшись до заправки, мы спросили нашего грузинского друга, все ли у нас будет в порядке, когда мы развернемся и поедем обратно мимо ментов. На это наш друг ответил, что штраф 600 (шестьсот блин!) турецких лир ! Эта сумма не совсем вписывалась в бюджет поездки, поэтому я очень попросил его показать нам хоть какой-нибудь объездной путь. И он показал!
Едем. Под ногами дорога-не дорога, но получше, чем в Тушети. Куры разбегаются из под колес, вокруг то ли местный рынок, то ли вообще не знаю что. Что-то объехали, показалась опять трасса. Смотрю: трасса, отбойник, потом он заканчивается, идет глубокий арык для воды, а через арык — доска. И мне по этой доске, с обоих сторон летят фуры, а эти же самые менты ну метрах в двухстах от нас. И грузин мне кивает типа вон объезд, давай!
Ну проехали, конечно, иначе бы не писал эти строки 🙂
Прохождение границы между Грузией и Турцией на мотоцикле и трасса от Батуми до Стамбула.
Граница между Грузией и Турцией находится в 15-20 километрах от Батуми, находится на побережье и проходится под плеск морских волн. Грузинская сторона представляет из себя одну небольшую будочку, в которой погранец ставит вам в паспорт штамп о выезде и желает счастливого пути. На все про все минут десять от силы. На турецкой стороне все немного сложнее, процедура занимает минут двадцать. Там уже несколько будочек, в одной из которых ставят штамп, во второй – что-то вроде досмотра (даже попросили открыть кофр мотоцикла), на третьей покупаете страховку на мотоцикл (19 USD) – и все! Добро пожаловать в Турцию. На моей памяти это самая простая граница, которую мне приходилось когда-либо проходить. Очередей нет, все очень доброжелательно. Вот по-английски турки только не говорят, но там и говорить не о чем. Перед поездкой я начитался, что иногда турки просят предъявить кеш в размере не менее 300 долларов США на человека. Но у нас никто ничего не спрашивал, да и кеша было как раз на страховку – долларов двадцать пять 🙂
Трасса вполне приличная. Сначала долгое время идет вдоль моря, так что можно останавливаться и купаться, где захочешь. Потом уходит в невысокие горы, где всегда прохладно. И лишь последние километров триста – выжженная солнцем душная турецкая степь. Общее расстояние – 1267 километров. Крупные города – Трабзон, Самсун, Орду.
Несмотря на проколы, мы вообще не обламывались, нам и спешить было некуда, поэтому купались много, загорали… Поэтому ехали аж целых три дня.
Трабзон после Батуми ощущается, как Гонконг после Скопина Рязанской области. Жизнь и цивилизация! В крупных городах больше не были, но подметил еще одну особенность. Ночью каждый, даже самый мелкий городок Турции, светится, как Лас-Вегас. Очень любят неон и подсвечивают надписи почти всей придорожной инфраструктуры.
Бензин очень дорогой. Перед Стамбулом начинается платная дорога, про оплату которой объясню потом отдельно.
Люди, Рамазан и особенности турецкого ремонта.
Люди разные. Открытие, да? 🙂 Моряк оказался невозмутимым и веселым мужиком, пилот Эрки – жирным хвастуном, показывавшим нам фотки своего старого Файрблейда и понтовавшемуся своим Эрчиком. Парни в трабзонском мотосервисе – симпатичными сорви-головами, ремонтники на трассе – набожными студентами, а беглый грузин мне показался печальным, радушным и очень уставшим человеком, сбежавшим от нас на три минутки, чтобы купить по банке Пепси и угостить нас.
Если бы не это колесо, не узнал бы этих людей, и некого было бы вспомнить. Теперь – есть кого. Повезло нам с колесом! 😉
Работники мото-сервисов и шиномонтажек в целом отличаются рукожопием. Работник шиномонтажа, даже если показался вам прилежным и знающим свое дело (поставил маркер напротив ниппеля прежде, чем снять покрышку), все равно потом сделает все абы как. В Трабзоне мастер при установке колеса начал как-то странно натягивать цепь, я подошел и начал останавливать его, так все остальные накинулись на меня с такими лицами, как будто я ничего не понимаю и не должен мешать профессионалу. Я подумал, посмотрю, поучусь, может, какой-то другой метод. В итоге этот дебил отломал мне кусок правого натяжителя цепи. Натяжитель работает, но все равно не красиво, придется заказывать новый. Конечно, меня заверили, что все починят, но я, конечно, отказался, поскольку было просто страшно за свой мотоцикл.
Рамазан – это Рамадан по-турецки. Рамазан – большая проблема для туриста. Днем все закрыто, поскольку в нетуристических областях Турции держать днем рестораны открытыми не имеет никакого смысла. Еду практически не найти. В каждом, даже очень маленьком городе или деревне, есть мечеть с минаретом, на минарете прикреплены громкоговорители, которые смотрят во все стороны по кругу. Несколько раз в день из громкоговорителей на всю округу раздается пение муллы и чтение каких-то сунн. При этом, в особо запущенных случаях, вся работа останавливается, люди встают, если сидели, поворачиваются лицом к минарету, стоят и слушают. Со стороны, вкупе с общей безлюдностью улиц, все выглядит не очень приятно.
С алкоголем – тоже проблема, нигде нет, но это не так страшно, как в случае с едой. Курить мусульманам в Рамазан нельзя. Люди по нескольку раз стреляют сигарету, но потом тут же отказываются, говоря, что нельзя, у них Рамазан. Типа показывают, что хочется, но они себя держат. Такой цирк по всему пути, кроме крупных городов.
Что касается отношения к путешественнику на мотоцикле, то оно излишне навязчивое. Причем это не касается коммерческих целей, я не имею ввиду зазывал. Просто тупо глазеют. В Грузии тоже глазеют, но там все дружелюбно, приятно, махают руками, приветствуют – и все. В Турции все гораздо сложнее, турки сами себя своей религией загоняют в состояние глубочайшего сермотоксикоза, и, увидев девушку в обтягивающих джинсах, или в купальнике, глазеют прямо-таки плотоядно. А девушка в мотошлеме для них – пришелец из космоса! Доходит до маразма, останавливаешься на заправке, пока отдыхаешь, пьешь воду, жуешь шоколадку, вокруг собираются турки, кто-то вообще просто подъезжает на машине, опускает стекло – и смотрят на тебя, как в телевизор. Конечно, был бы я без девушки, все было бы намного проще, но в данной ситуации в России давно бы уже начал стародавний разговор из серии «у тебя проблемы?…». Но тут, в Турции, это не имеет смысла. Надо просто смириться и доехать до Стамбула как можно быстрее.
Ночная жизнь очень бурная из-за того же Рамазана. Днем ничего нельзя, вечером и ночью все можно. Я человек светский, мне вообще все равно, кто как с ума сходит, лишь бы меня не затрагивало, но тут даже я подумал о том, что это какое-то лицемерие. Не правильно это как-то…
Да, и все, что здесь написано, вообще никак не относится к Стамбулу. В Стамбуле все отлично 🙂 Но об этом отдельно напишу.
Все.