Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле (Часть 5. Поездка в Тушети).

Здравствуйте.

Тушети – горный район Грузии, который граничит с Чечней и Ингушетией. Район труднодоступен благодаря достаточно сложному горному перевалу Абано высотой почти 3000 метров. Тушети прославился фильмом «Мимино», где главный герой улетает на вертолете как раз отсюда, из горного села Омало. В Тушети есть довольно развитая туристическая инфраструктура в виде множества хостелов и гестхаусов, хотя это даже немного странно, поскольку дорога сюда даже посложнее дороги на тот же Шатили. Если Шатили был маленьким раем для эндуро, то здесь – большой рай 🙂

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети

Когда Бубу посмотрел несколько видео, которые мы привезли из Шатили, он сказал, что у нас хороший, горный (!) мотоцикл, и что теперь он не будет за нас волноваться, если мы поедем в Тушети 🙂 Потом он сказал, что дорога в Тушети занесена в список самых опасных дорог мира, и, хотя я так и не смог нагуглить этот странный список, после этих его слов не поехать туда было просто невозможно. Забегая вперед, скажу, что действительно, дорога эта вполне может занимать место одной из самых опасных в мире, но не в первой, а, скажем, во второй десятке.

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети

Если сравнивать Тушети и Шатили, получаем следующее. Шатили – это очень интересная с точки зрения эндуро и безумно красивая дорога и два старинных села: сам Шатили и Муцо. Тушети гораздо масштабнее. Дорога сложнее, сам Тушети – это уже не село, а целый район, там около десятка деревень и множество старых оборонных башен. При этом, природа немного другая. В Шатили одни сплошные скалы, в Тушети много лесов. Я это к тому, что если собрались лазить на мотоцикле по горам, то надо ехать и туда, и туда. Для Тушети правда одного дня недостаточно, надо ехать как минимум на два, чтобы успеть покататься по деревням. Но лучше вообще на недельку, благо гестхаусов там навалом, так что даже палатку можно не брать и ехать налегке.

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети

Самое интересное, что грузины как-то с особым придыханием относятся к своей Сванетии. Когда говоришь, что собрался в Сванетию, лица прям сияют! Но когда говоришь, что побывал в Тушети, все как один говорят, что после Тушети в Сванетии просто нечего делать 🙂 Не удивлюсь, что про Тушети сразу не говорят из-за того, что не хотят, чтобы их российский гость свалился где-нибудь с обрыва.

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети

Теперь инфа для мотоциклистов. В Шатили, к примеру, ходят маршрутки, при желании можно проползти на легковом автомобиле. В Тушети маршруток нет, туристов туда забрасывают только джипы и относительно проходимые Mitsubishi Delica, которые еле-еле ползут. На легковых дорога непроходима, Delica 60 километров проходит за 6 часов. Мы повторили свой шатильский результат, проехав туда за пять, а обратно – за три часа, но это только потому, что расстояние короче. Но дорога еще более кайфовая, чем в Шатили, поскольку, как я уже говорил, в Тушети растут деревья, следовательно, в отличие от Шатили есть плодородный слой почвы. Следовательно, после дождя там местами очень жиденько 🙂 Да, и один бродик был ничего, до середины мотора, но мы, опять-таки, выезжали после дождя, и в сухую погоду должно быть легче. Да, и там очень острые камни, берегите резину и обязательно берите с собой баллон какого-нибудь герметика для ремонта шин. У меня был баллон, но в горах он нам не понадобился. Зато потом мы пробили заднее колесо, тупо наехав в Кутаиси на осколки разбитой бутылки. Но это немного другая история.

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети

Перевал Абано более труден с севера, со стороны Тушети. С той стороны он более крутой и покрытие хуже. На этой дороге мы даже один раз чуть не упали.

Ну, поехали.

Из Тбилиси надо ехать через Телави, Акхмету, затем через деревни Пшавели, Квемо-Алвани и Земо-Алвани. По аэропортовской трассе выезжаем на автобан, но он совсем не интересен. Самая лучшая дорога до Телави ведет через деревню Гомбори. Она в два раза короче и гораздо интереснее, там отличный асфальтированный серпантин на котором можно почиркать подножками и просто очень красиво. Попадаем в Кахетию. Кахети — винная область Грузии, если за рулем, то там совсем делать нечего. Пейзажи довольно унылы.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Так проезжаем Пшавели и тут дорога начинает портиться, а провода, по которым когда-то в Тушети подавалось электричество, обрываются. Ржавые железные столбы, местами покосившиеся, местами лежащие на дне ущелья, будут сопровождать нас всю дорогу.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Военно-грузинская дорога по сравнению с дорогами Тушети — автобан! Начинается горная дорога с водопадами и нереальной красотой по сторонам. Один раз даже пришлось проехать СКВОЗЬ водопад 🙂 Я после этого себя чувствовал круче Индианы Джонса!

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Сразу за этим мостом начинается перевал Абано. Через какое-то время бурная растительность переходит в зону альпийских лугов (на фотографии ниже хорошо видно границу). Красота безумная. В то же время, можно ненароком въехать в облачко 🙂 Те фотографии, на которых как-бы туман, сделаны, конечно, не в тумане, а как раз в облаках.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Перемахиваем через перевал, тут природа совсем другая. Очень красиво.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Вот так, везешь ее за 2500 километров в такую красоту, а в награду получаешь снежком по голове 🙂

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Спускаемся ниже в ущелье и едем вдоль реки. Самое трудное уже позади.

Отчет о путешествии на мотоцикле в Грузию. Тушети.

Так добираемся до первой деревни. Там у них ничего из внешнего мира нет, электричество на дизеле, телевизор — тарелка. Сейчас там безопасно: полиция, туристы, рейнджеры, но 10 лет назад там лазили боевики, бомбили дома, в общем жуть. Нам об этом местные рассказывали, по Панкисскому лазил сам Гелаев. Люди там живут в малом количестве и зимой это полная автономка. Перевалы засыпает двухметровым снегом. Простудился = умер. Плюс с едой тяжело, скупают муку, соль, сахар мешками, мясо свое, молочка своя. Чаек готовят из местной травки кундари, кофе не пьют, зато пьют много вина и чачи 🙂 Коров гоняют тропами через перевал весной и осенью до снега. Перегон стада коров через перевал Абано занимает всего 2 дня. Гоняют конечно не по главной дороге, но все равно, после того, как понимаешь, как это тяжело, и в то же время обычно, пальцы сразу загибаются обратно 🙂 Какой-такой моторевеллер?))

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети.

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети.

Дальше, километров через двенадцать, начинается уже самая туристическая зона. Там уже не так экстремально, но зато очень красиво. В Омало есть достаточно цивилизованный комплекс из оборонных башен, но там тьма туристов плюс все двери-окна закрыты. По факту издалека это выглядит гораздо красивее и интереснее, чем вблизи.

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети.

Но там в окрестностях много и просто заброшенных древностей, так что, если не интересно со всеми вместе, можно найти и более аутентичные места. Короче, там надо ездить и смотреть вокруг.

Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле. Тушети.

Да, и по пути туда встретили колонну мотоциклистов на трех тяжелых эндурах, один 990-й KTM, две Бэхи-восьмисотки. Три мужика из Чехии выглядели очень измученными и сказали, что дорога ну пипец какая плохая. Я вот думаю, они действительно считают за подвиг свой поход через Турцию на Тушети? Нам-то это все действительно по кайфу, но в их случае я бы просто нанял джип… Хотя конечно, может у меня мотоцикл полегче, мне не так тяжело рулить на серпантинах.

Накидаю еще фоток Тушети, дабы заинтриговать еще больше 🙂

Все.

Часть 4.                         Оглавление.                                     Читать дальше.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
Запись опубликована в рубрике Путешествие с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев на «Отчет о поездке в Грузию на мотоцикле (Часть 5. Поездка в Тушети).»

  1. mototraveller говорит:

    Все же нашел информацию. Оказывается, дорога на Тушети названа одной из самых опасных в мире по версии канала BBC. Документальный фильм (неплохой кстати) можно найти по поисковой фразе «BBC World’s Most Dangerous Roads Georgia full movie documetary 2013».

  2. Ленка говорит:

    Добрый день! Набрела на Ваш отчет в процессе теоретической подготовки к путешествию в эти края (кстати, единственный пока в мотоформате!!) Спасибо, очень информативно и красочно — еще больше захотелось увивидеть все своими глазами;) Если вдруг, будет не сложно ответить на пару вопросов, буду категорически благодарна:))

  3. Ленка говорит:

    Спасибо большое за ссылочки))) скажи, пожалуйста, как там с заправками и какой километраж по Тушети у вас получился? трек не писали по дороге??

    • mototraveller говорит:

      По поводу трека — нет, я без GPS и без карты путешествую. Так гораздо интереснее. Тем более, что в Грузии просто не реально нигде заблудиться. В любую сторону хорошо, если вообще есть хотя бы одна дорога 🙂 В самой Тушети тоже заблудиться может только полный идиот.
      По километражу до Тушети — где-то 60 км от Пшавели. Ну, по прямой вообще наверное 30, но по одометру где-то 60 🙂 Чуть не доезжая до Пшавели, перед поворотом на Алвани, есть заправка, которая по-моему даже кредитки принимает. Там вполне цивилизованно. Ну и в Ахмете заправок чуть ли не три.
      А вот в Тушети, естественно, бензина нет. Мы с собой бензин не брали, но только потому, что у меня одноцилиндровый инжекторный мотоцикл. Он жрет 5 литров стабильно вне зависимости от режима эксплуатации. Т.е. бака мне хватает на 300 км + доехать до заправки. Всего по Тушети, вместе с внутренними покатушками и дорогой туда-обратно, мы проехали 200 с небольшим километров.
      Если собрались туда на чем-то более тяжелом/прожорливом, бензин придется брать с собой. Джипы и остальной транспорт там в основном дизельные. Встречаются Буханки на каком-нибудь 80-м бензине. Так что «стрельнуть пару литров до заправки» в тех краях ох как не просто 🙂
      А на каком мотоцикле, в каком составе едешь кстати? И когда?

      • Ленка говорит:

        В очередной раз спасибище за подробный ответ;)) Хотим в середине-конце сентября — как по работе сложится. Едем двумя мотоциклами в четвером — мы на небезызвестном тебе джебеле;) и товарищи на TTR 250. У нас бака как раз на 300 км + тоже замечательно хватает. Изначально план был вокруг черного моря поехать, но вот, буквально вчера, определились, что в Болгарию ехать что-то совсем не охота и румынский Трансфагараш поедем в следующий раз через Молдавию, а в этот раз Грузия и восточная Турция..

        • mototraveller говорит:

          Ну, ребята, вы крутые, желаю удачи! И маршрут нормальный. Устанете лазить по горам — заброситесь на пляж 🙂 Мне Турция не понравилась, я об этом уже писал, но пляжи и море очень классные, это да.

          Ну тогда еще два совета.
          1) Одевайтесь теплее, в сентябре в горах уже будет даже не прохладно — холодно. И ноги нельзя мочить, а неглубоких речек-ручейков там полно, думайте.
          2) В Тушети очень острые камни (про Шатили такого не скажу). Мало того, что резину можно пропороть на раз-два, еще и падать очень опасно. В Тушети мы на скорости километров в 40 в час впилились подножкой в камень, ее разрезало почти пополам 🙂 Дома потом подварился 🙂 С учетом того, что нагруженный Дюбель и Ттрка по клиренсу становятся такими же низкими, как и Гусь, делайте выводы и будьте осторожны.

Обсуждение закрыто.