Здравствуйте.
Стефанцминда — самый первый грузинский поселок, который попадается на пути в Тбилиси по военно-грузинской дороге. Мы остановились там на ночь, о чем нисколько не жалеем. Вообще, при поездке из России в Грузию не надо спешить выбираться из горных районов, все самое интересное и красивое находится именно там, в горах.
Стефанцминда.
Стефанцминда — горный поселок на военно-грузинской дороге, который в советские времена назывался Казбеги, по фамилии грузинского писателя и поэта. Старое название звучит проще для русского уха, слово «Стефанцминда» я запоминал дня два 🙂 Зато потом почти любой грузинский топоним воспринимается с легкостью.
Спефанцминда знаменита тем, что находится почти у подножья горы Казбек, которая с пачки папирос (Казбеги — фамилия, Казбек — гора, не путаем!) и монастырем, который находится почти у начала тропы, по которой многочисленные туристы и совершают восхождение на Казбек.
Жизнь в Стефанцминде начинается очень рано утром, поскольку для того, чтобы сфотографировать гору Казбек, надо успеть до того, как ее скроют облака. Мы в шесть утра в принципе не способны встать, поэтому фотографии Казбека у меня нет. Мы успокаиваем себя тем, что еще обязательно сюда вернемся в будущем и залезем-таки на гору.
В Стефанцминде есть несколько хостелов и гестхаусов. Мы остановились у Маки, за 1350 рублей на двоих нам был обеспечена вполне приличная комната и, самое главное, ужин и завтрак. Мака готовила нас на убой, закармливала таким неприличным количеством вкуснейшей еды, что уезжать из Казбеги просто не хотелось. Визитку прилагаю.
Монастырь там знают все. Храм Святой Троицы находится справа от Казбеги на высоте 2170 метров. Храм просматривается с трассы, когда не закрыт облаками, и съездить туда — это просто обязанность любого туриста, оказавшегося теми или иными судьбами в Стефанцминде. Местные возят туда туристов на джипах, есть и пешая тропа, но я бы туда пешком не полез 🙂 Мы естественно поехали туда на мотоцикле.
Дорога вполне проходима для «небескомпромиссных» эндуро, и с оговорками проходима для дорожников. В нашем случае всю ночь лило, как из ведра, и единственные сложности я испытывал на невысохших глинистых участках, на которых наш мотоцикл на дорожной Metzeller Tourance так и норовил уехать куда-то вбок, в пропасть 🙂 Но такие участки попадались всего пару раз, Аська спешивалась, и я в одиночку нормально их проходил. Остальной подъем был проделан на мотоцикле BMW F650GS со вторым номером вообще без проблем.
Зато вниз было ехать очень прикольно, я заводил двигатель мотоцикл только один раз, всю остальную дорогу мы проехали накатом, как на маунтин-байке 🙂 Окружающие толпы туристов бурно и позитивно на это реагировали 🙂
Сам монастырь конечно стоит посещения, но только для того, чтобы увидеть лики грузинских святых (что можно увидеть и в любом другом храме, благо, что их много). Носы такие дли-инные уабще, глаза такие балшие-балшие))) Прикольно, в общем.
Храм со стороны выглядит живописно, но самое прикольное там — это живность! Коровы, пасущиеся в облаках, сначала вызывают некоторое недоумение…
Но потом привыкаешь к ним, а они — к тебе 🙂
Еще в Казбеги есть заправка, на которой я настоятельно рекомендую заправить полный бак, т.к. потом заправки не будет еще километров сто как минимум. На этом ценность Стефанцминды заканчивается, Интернета там нет совсем, прошлый пост я, хотя и написал в Казбеги, выкладывал уже в Тбилиси из кафе, Терек через поселок протекает как-то неудобно, так что, если есть желание помочить ноги в ледяной воде, лучше сделать это уже дальше по трассе.
Военно-грузинская дорога.
Дорога офигительно красива!!!
Просто ОФИГИТЕЛЬНО КРАСИВА!!!!!
Просто спускаешься на Терек и фотографируешь во все четыре стороны, и потом понимаешь, что ты — говно фотограф, поскольку просто не передать эту красоту!
Да, а теперь — тривия. Трудность прохождения военно-грузинской дороги в отчетах разных мотоциклистов оказалась сильно преувеличенной. Нет, я понимаю, что очень хочется предстать эдаким героем, показать совсем жуткую дорогу, а потом сказать, что прошел ее на мотоцикле, но я после прочтения отчетов искренне не врубался, как это люди ездят на чопперах по такому покрытию.
На самом деле, на момент поста, совсем уж плохая дорога и стремные участки со слепыми тоннелями — это где-то километров 20-25 трассы. И то, я, как человек, склонный к эндуро, получил невыразимое удовольствие от катания на мотоцикле по этой дороге. А на чоппере или каком-нибудь спорт-туристе этот отрезок вполне можно проползти-перетерпеть. Зато потом, уже начиная с Крестового Перевала начинается совершенно отличная асфальтированная трасса со сносящим крышу серпантином 🙂
Эндуристы! Спешите! Скоро дорогу совсем починят, и тогда — все, уже будет совсем не та романтика! 🙁
Одно из главных достопримечательностей военно-грузинской дороги — огромное количество коров, которые безмятежно сидят… на мостах через Терек! На мотоциклистов им совсем наплевать, и въезжать в стадо жвачных животных можно совершенно без боязни. Уже в Тбилиси я навел справки. Оказывается, коровы любят сидеть на мостах, поскольку там всегда ветер, и с них сдувает насекомых, которые не дают им покоя.
Да, и по этой причине все мосты очень густо засраны 🙂 У меня пунктик, боюсь поскользнуться на какашке, поэтому перед каждым мостом мне приходилось снижать скорость 🙂
Остальной живности тоже много, свиньи, лошади иногда лезут под колеса. Но главные обитатели военно-грузинской дороги — несомненно коровы. Местные собаки, между прочим, очень почтительно относятся к мотоциклистам, под колеса не кидаются, не лают и всячески готовы продать душу за кусочек чего-нибудь вкусного.
Иногда дорогу закрывают в связи с завалами и дорожными работами. Местные говорили, что случается это очень редко, но мы влипли почти на полтора часа…
К но к вечеру уже все равно были в Тбилиси.
Все.
Сенкс!
У меня такое же колесо лежит на замену. Значит могу на нем попробовать туда доехать.
Спасибо за Маку! Она и правда кормит на убой. Только вот ценник уже не тот 🙁 2500 на двоих.
Да не за что. Думаю, стоимость проживания к доллару привязана, поэтому стало дорого все 🙁