Здравствуйте.
Есть такое понятие, как культовое кино. Для таких фильмов абсолютно не важен бюджет и количество наград на мировых кинофестивалях. Эти фильмы имеют своих фанатов, ярых поклонников, способных пересматривать этот фильм по сотне раз, а клинических случаях даже подражать главным героям. Так, фанаты «Назад в будущее» скупают оставшиеся ДеЛорианы, а поклонники «Звездных войн» изобретают световые мечи из подручных материалов. Серия фильмов про «Безумного Макса» — это по-настоящему культовое кино с толпой фанатов косухи без рукава и «Pursuit Special», одним из которых являюсь я 🙂 Очень рад, что в первой части «Безумного Макса» шло противостояние между полицией и бандой байкеров, поскольку этот факт позволяет мне занести первые две части трилогии в список фильмов про байкеров и отрецензировать здесь, на этом сайте 🙂
На мой взгляд, фильмы «Безумный Макс» и «Безумный Макс 2: Воин дороги» надо рассматривать вместе, поскольку во второй части нам раскрывают суть самой вселенной, в которой происходят события. Первая часть интересна тем, что глобальный апокалипсис, высушивший планету ко второй части, еще не наступил, но Земля уже находится в упадке в условиях топливного кризиса. Третью часть рассматривать не будем, потому что там почти совсем нет мотоциклов, хотя она также является прекрасным образчиком постапокалиптического кино.
«Безумный Макс» — антиутопия в стиле дизельпанк. Все фильмы трилогии сняты в Австралии, где окружающие ландшафты и без ядерной войны суровы до невозможности, а транспортные средства плавно эволюционируют от «заряженных» стоковых Фордов и кафе-рейсерских Хонд до самопальных багги и пикапов, собранных на соседней помойке.
«Безумный Макс» («Mad Max») 1979 года.
Чумовая антиутопия в жанре дизельпанк. Мир охвачен глобальным топливным кризисом, основные транспортные магистрали стали прибежищем банд, промышляющих воровством топлива прямо на ходу из бензовоза, грабежами и убийствами. На дорогах идет настоящая война, а полицейские патрули имеют что-то вроде лицензии на убийство нарушителей.
С одной стороны действует подразделение дорожной полиции на пятилитровых заряженных Ford Falcon XB, один из главных героев, по-кличке Гусь, катается на Kawasaki KZ1000 1977 года. Главный герой, Макс Рокатански (Мел Гибсон), ездит сначала на Ford Falcon XB с пятилитровым мотором V8, потом в конце фильма пересаживается на модифицированный Ford Falcon XB GT351 с нагнетателем. Примечательно, что все автомобили в фильме «заряжались» вполне по-серьезному. То есть, торчащий из капота Форда Макса нагнетатель действительно был реальным, а не бутафорским! С ним этот автомобиль выдавал целых 600 лошадиных сил! Стреляет полиция вообще из чего попало 🙂 Если бы у нас представители правопорядка начали ходить с обрезами, уровень преступности бы снизился, это точно 🙂
С другой стороны им противостоит банда байкеров на мотоциклах Kawasaki KZ-1000 и Honda CB750/CB900. Причем оный KZ-1000 встречается несколько раз крупным планом, сначала мы видим шильдик с соответствующим названием на мотоцикле Гуся, потом на шиномонтаже местный механик характеризует уже другой мотоцикл этой модели как шикарный аппарат. Прикольно, что через аж целых 12 лет Ковбой Мальборо и Харли Дэвидсон расстреляли из пистолета именно KZ-1000, хотя вряд ли здесь кроется какая-нибудь «пасхалка» 🙂
Все мотоциклы байкеров, как и мотоцикл Гуся, заделаны под кафе-рейсеры, имеют аэрогорбы вместо седел второго номера и развитые спортивные вертовики. Банду байкеров в фильме сыграла местная австралийская банда байкеров 🙂 А все их мотоциклы были разбиты в ходе съемок, да причем так правдоподобно, что я не перестаю удивляться работе каскадеров, потому что несколько показанных крупным планом падений просто несовместимы со здоровьем!
Также в фильме показаны различные заделанные под стиль хиппи автомобили и мотоциклы, среди которых можно выделить очень стильный чоппер с коляской на базе Honda CB750, документы владельца которого проверяет Гусь в середине фильма.
Фильм начинается с погони за бандитом, укравшим полицейский автомобиль. Постепенно нам представляют основных героев и по итогам погони бандит погибает. Угонщик оказывается одним из байкеров местной банды, по-кличке Ночной Ездок, кроме того происходит перепалка между одним молодым членом банды и Гусем. Байкеры несколько обижаются и мстят Гусю. Они устраивают аварию, потом сжигают Гуся заживо. Макс впадает в депрессию, увольняется с работы и уезжает путешествовать с семьей. По пути они натыкаются на всю ту же банду байкеров, которая убивает его ребенка и жестоко калечит жену. Макс одевает задвинутую в дальний угол экипировку, садится на Ford Falcon XB GT351 с нагнетателем и мстит злодеям, перебив всех до единого.
Вот такой нехитрый сюжетец, но какова атмосфера! Смотрите, пересматривайте и фанатейте! 🙂
«Безумный Макс 2: Воин дороги» («Mad Max 2: The Road Warrior») 1981 года.
Во второй части трилогии мир уже разрушен ядерной войной и представляет из себя высушенную
австралийскую пустыню. Социум разделился на враждующие группы, племена, которые бороздят пустыню на самодельных багги и мотоциклах в поисках топлива. В принципе, представлен тот мир, который мы видим в Fallout, что также подтверждается множеством совершенно прямых намеков и «пасхалок» от создателей игры.
Макс уже превратился в матерого воина дорог, рассекающего по пустыне на все том же Ford Falcon XB GT351 с нагнетателем, с незаряженным дробовиком и собакой. Как-то раз он натыкается на странного обитателя пустыни, передвигающегося на автожире, берет его в плен, и тот показывает ему остатки коммуны, сформировавшейся вокруг единственной живой нефтяной скважины и обороняющейся от воинственного племени кочевников-извращенцев.
В итоге Макс оказывается в ситуации, когда он вынужден помочь коммуне нефтяников, пригоняет им тягач, на котором они намереваются вывезти цистерну с драгоценным бензином, и в итоге сам садится за руль тягача. В результате продолжительной погони тягач переворачивается, Макс понимает, что в цистерне не бензин, а песок, и тягач был использован только для отвлечения внимания кочевников, что позволило остальным членам коммуны спастись, спрятав бензин в бочках внутри своих автомобилей.
Повествователем рассказа о Воине дорог Безумном Максе оказывается диковатый мальчик с наточенным бумерангом и впоследствии ставший вождем сбежавшей коммуны нефтяников, а бедную собаку Макса застрелили 🙁
В итоге именно вторая часть «Безумного Макса» дала миру косуху с одним рукавом и персонажа, который большую часть фильма тычет в лицо врагам незаряженным обрезом. Проработанность и яркость персонажей и окружающего мира сделали этот фильм культовым, и, когда кто-то говорит о «Безумном Максе», чаще всего он имеет ввиду именно вторую часть.
Мотоциклы во второй части попадаются, но там уже стиль такой, что все транспортные средства представляют из себя хлам на колесах. В связи с этим модели мотоциклов совсем неузнаваемы. Да, на них ездят кочевники, залихватски «козлят» и прыгают по песчаным дюнам, но кочевники — это все-таки не байкеры, и отношения к байкерскому кинематографу имеют весьма опосредованное.
Все.
Все бы ничего, да вот только дизельпанком в «безумных максах» даже не пахнет. Дизельпанк — это весьма узкое направление, ретрофутуризм 20-50 гг. ХХ века. «Небесный капитан и мир будущего», «Тень», «Лига выдающихся джентльменов» — и т.п. — это дизельпанк. А «Макс» — постапокалипсис в чистом виде.
Где это в первом «Максе» постапокалипсис?
Постапок бывает разный 😉 Не обязательно должна быть выжженная пустыня и все такое. Просто упадок цивилизации, откат назад. В первом фильме все началось, во втором продолжилось.
Кстати, Макс с собакой — это отсылка к Харлану Эллисону («Парень и его пес»), классика жанра 🙂
Но мне кажется, первый Макс — это как раз упомянутый тобой ретрофутуризм, но не 20-50-х, а 70-х.
Апокалипсис — это буквально «конец света». Упадок цивилизации можно назвать каким угодно термином, но не этим ИМХО.
Вообще, это спор о терминологии, особого смысла в нем не вижу.
За Эллисона спасибо, почитаем 🙂
Блин, «Парень и его пес» — это просто порясающе)) Спасибо за наводку, чувак!