Здравствуйте.
В конце прошлого сезона все руки не доходили заняться заменой цепи и звезд на моем мотоцикле Honda cb 400 2000 года выпуска. Все как-то «да ладно, че тут доездить осталось» и тому подобное. В итоге довел до того, что, когда в начале этого сезона подтянул цепь и сел на мотоцикл, ведущая звезда издала жуткий хруст. Ездить так было нельзя, цепь и звезды пришлось менять. Естественно, я отфотографировал небольшой мануал по замене звезд и цепи Honda cb 400, но, в принципе, процедура эти стандартная, на любом мотоцикле с приводом цепью приходится выполнять одни и те же манипуляции. Так что, как вы понимаете, мануал подходит не только для Honda cb 400, но и для других мотоциклов по аналогии.
Да, и просьба не ржать над заголовками газет, на которых производится резка цепи и другие операции! Я их в подъезде набрал!)) Сам подобную прессу не читаю!)
О том, когда пора менять цепь и звезды.
Какого-то универсального совета не существует. То есть, некоторые производители, конечно же, пишут о том, что «менять раз в 15 000 километров», но это, в лучшем случае, просто среднестатистический показатель износа цепи, а в худшем — маркетинговый ход, своего рода замануха) А на самом деле менять звезды и цепь надо тогда, когда их ПОРА менять 🙂
Изношенные звезды и цепь мотоцикла издают разные неприятные звуки, от шелеста до хруста в зависимости от степени убитости. Растянутая цепь (а растягивается цепь обычно неравномерно), кроме всевозможных звуков еще влияет на плавность езды. Если появились рывки на ускорении — это первый симптом того, что цепь неравномерно растянута. Если чувствуются рывки на ровном газу — это цепи пришел пушной зверь, и ее надо менять срочно!
Изнашиваются цепь и звезды неравномерно, а вот менять их приходится всем комплектом: цепь, ведущая звезда, ведомая звезда.
На износ влияют множество факторов, от стиля езды и того, где вы больше проводите времени, в городе или за городом, до некоторых технических особенностей установки, которые будут указаны в статье. Также несомненно влияет вес мотоцикла (ну или один вы катаетесь или со вторым номером), но не в решающей степени.
Про марки цепей и звезд и расклепыватель-заклепыватель цепи.
На рынке сейчас представлено довольно много цепей и звезд разных производителей и моделей. Я об этом потом запилю отдельную статью, а сейчас скажу лишь, что цепь хорошая — DID, а звезды — AFAM 🙂 Америку я этим не открыл, но пусть все же будет еще один положительный отзыв в адрес данных производителей. Комбинация цепь DID — звезды AFAM работает отлично, это проверено на моем опыте!
Расклепыватель/заклепыватель цепи — это практически незаменимый инструмент. Нет, конечно, для резки цепи можно использовать болгарку или дремель, а заклепывать цепь с помощью небольших тисков и шарика от подшипника! И я даже скажу, что, когда я раньше прибегал к такому методу, он мне не казался мучительным, я считал, что так и надо. Но с покупкой спец инструмента процесс замены цепи облегчается в разы, так что рекомендую потратить деньги и приобрести себе. Тем более, что стоимость такого инструмента отбивается за 2 замены цепи мотоцикла.
Заклепыватель/расклепыватель цепи мотоцикла выглядит так:
..и состоит из тисков, иглы для расклепывания цепи и плашки для заклепывания цепи.
На российском рынке такой инструмент встречается немецкий и китайский. Китайский дешевле, но покупать его стоит только, если планируете менять цепь ТОЛЬКО НА СВОЕМ мотоцикле, то есть раз в пару сезонов. Если планируется быть добрым и отзывчивым помогать друзьям за пиво, берите немецкий, он подороже, но качество стали выше, и таким инструментом можно пользоваться чаще.
Инструкция, как им пользоваться расклепывателем/заклепывателем цепи, есть на упаковке (на немецком или китайском, выбирайте сами)), но в статье я также постараюсь проиллюстрировать, как им пользоваться.
Все необходимое для замены цепи и звезд мотоцикла.
Итак, для замены цепи и звезд на мотоцикле нам потребуется:
1) Новая цепь на 108 звеньев. У меня это DID с сальниками X-ring. Золотая! Красивая! Правда купил на 110 звеньев, и пришлось в процессе укоротить ее.
2) Новые ведомая и ведущая звезды. В моем случае это AFAM. Ведущая — стальная, ведомая — алюминиевая.
Стандарт по количеству зубьев для мотоцикла Honda cb 400 для ведущей звезды — 15 зубьев, для ведомой — 44 зуба. Я купил ведомую звезду на 45 зубьев просто потому, что такая оказалась в наличии. На процесс замены цепи и звезд это никак не влияет.
3) Расклепыватель-заклепыватель цепи.
4) Стандартный набор инструментов — гайки крутить.
Замена цепи и звезд мотоцикла Honda cb 400 своими руками.
1) Рассчитать количество звеньев цепи под количество зубьев ведущей и ведомой звезд.
Я заморочился этим, т.к. у меня ведомая звезда на один зуб больше. В Интернете гуляет программа по расчету количества звеньев цепи, в свое время находил ее в разных местах, лежала она у меня на компе довольно долго, и я уже забыл, где ее скачал, так что копирайт не могу указать, извините. Скачать программу для расчета количества звеньев цепи можно здесь. Онлайн программа доступна тут. Если получается нечетное количество звеньев — округляем в большую сторону. Если получается дробное количество звеньев — в меньшую. У меня по итогам расчетов для ведущей звезды на 15 зубьев и ведомой на 45 зубьев получилось 108,5 звеньев цепи. Соответственно, я укоротил цепь на 2 звена, со 110 звеньев до 108. Обращаю внимание, что все, что я здесь пишу про длину цепи, касается мотоцикла Honda cb 400 NC-39, на NC-31 в стоке цепь на 112 звеньев.
2) Укорачиваем цепь мотоцикла до нужного размера.
Этот пункт касается только тех, кто купил цепь «с запасом». Укорачивать цепь можно двумя способами. Либо болгаркой или дремелем аккуратно, стараясь не перегревать цепь, срезаем заклепку, а потом выбиваем штифт. Либо, если есть расклепыватель цепи, ставим иглу точно по центру заклепки и крутим гайку, сжимая тиски.
Многие почему-то при этом умудряются сломать иглу расклепывателя цепи, но я с полной уверенностью могу сказать, что виноват в этом не инструмент, а невнимательность. Почувствовали, что совсем туго идет игла и гайка не крутится? Проверьте, по центру ли заклепки давите, или игла сместилась. Если сместилась, раскрутите и начните заново. Если вы нормально контролируете процесс и делаете все с должной аккуратностью, игла расклепывателя прослужит вам долго.
3) Снимаем декоративную защиту ведущей звезды, ослабляем и откручиваем крепежный болт.
Тут тоже интересно. Для того, чтобы открутить крепежный болт ведущей звезды, надо приложить усилие. Причем логично было бы, если бы он имел обратную резьбу, то есть закручивался бы по ходу движения вала. Но нет! Там обычная резьба и откручивать ведущую звезду мотоцикла надо против часовой стрелки.
Я для этого сажусь на мотоцикл, правой ногой зажимаю задний тормоз, сам свешиваюсь налево и дергаю воротком (что, казаки вон шапку на скаку с земли поднимают!))). Но проще, конечно, привлечь кого-то, кто нажмет на педаль заднего тормоза, пока вы будете крутить)
Открутили?
Едем дальше!
4) Ослабляем гайки, крепящие ведомую звезду, ступичную гайку и винты заднего суппорта.
Собственно, тут все просто, следующим шагом нам придется вывешивать мотоцикл, и, чтобы не дергать на весу, ослабим все гайки и болты сейчас, пока мотоцикл стоит на земле обоими колесами.
Ослабляем гайки ведомой звезды.
Ослабляем ступичную гайку (красным) и ослабляем натяжение цепи (зеленым).
Ослабляем винты, крепящие задний тормозной суппорт.
5) Вывешиваем мотоцикл.
Да ладно, нормальный у меня подкат! 🙂
6) Режем старую цепь, ставим новую.
Резка или расклепка цепи мотоцикла — по аналогии с п. 2.
В идеале новая и старая цепь могут быть соединены в одну длинную. Потом (мотоцикл на нейтрали, заднее колесо вывешено) вытягиваем старую цепь, затягивая на ее место новую. Но у меня, как обычно, старая и новая цепь были разных производителей, так что соединить их не получилось, и пришлось вручную прокладывать новую цепь 🙁
7) Меняем звезды.
Ставим новую ведущую звезду. Вот здесь внимание! Поставили звезду, закрутили — обнаружили неслабый люфт. Этот люфт должен быть! Когда его нет — это плохо, звезда быстро сточится. Физику процесса гуглите сами, мое дело проинформировать и успокоить на этот счет. У меня прошлая звезда стояла жестко, без люфта, в результате сточилась за один сезон!
В комментах, правда, читайте и другие мнения. Большинство читателей — за то, что люфта не должно быть.
Потом снимаем заднее колесо и меняем ведомую звезду.
На ведомой звезде тоже дырки больше, чем посадочные места. И тоже не волнуйтесь по этому поводу!
Ну и по традиции небольшая иллюстрация было-стало. По-моему, результат налицо 🙂
Это ведущая звезда. Ведомая звезда у меня была еще вполне себе, и менял я ее просто «за компанию». Там разницы между новой и старой почти не видно.
Потом ставим все на место, накидываем цепь.
8 ) Заклепываем новую цепь.
Тщательно смазываем замок цепи смазкой, которая идет в комплекте. Заклепываем с помощью заклепывателя, перевернув иглу и используя плашку для заклепывания. Можно по-старинке, с помощью тисочков и шарика от подшипника. Геморно, но почти так же действенно.
9) Натягиваем цепь, затягиваем все болты, собираем мотоцикл.
Ну вот и все, цепь и звезды мы поменяли, можно ездить долго и счастливо. Заводская смазка держится довольно долго, так что сразу после монтажа смазывать цепь не надо. Я смазываю новую цепь после 800-900 км пробега или после первого дождя.
В итоге для своего же удобства проще использовать цепи одного и того же производителя и не экономить на этом. У меня на все про все вышло 7500 руб за комплект звезды-цепь и 30 рублей на новые гайки для крепления задней звезды (на одной из старых слизались шлицы, пришлось его немного подболгарить :)). На работе мото-сервиса сэкономил 2000 руб., справившись в одиночку за 2 часа. И это с учетом подпиливания прикипевшей гайки. К чему я это: процесс замены звезд и цепи не занимает много времени, особенно при наличии помощника. При этом процесс не особо сложный, так что вооружайтесь инструментом и экономьте свои деньги.
Все.
Спасибо, дружище! Все очень понятно и доступно.
Рад помочь 🙂
UPD!
Как-то странно, но вчера на NC-31, за отсутствием под рукой необходимого инструмента, вкорячили цепь на 112 звеньев при ведущей звезде на 15, ведомой — на 45 зубьев. Может, там цепь длиннее, поскольку рама отличается от моей? Не знаю, но все встало, как надо, запас для натяжения цепи достаточный.
Я это к тому, что вся эта истерия с расчетом количества звеньев цепи мотоцикла, возможно, несколько не оправдана 🙂
дОБРОГО ВРЕМЕНИ СУТОК. У моего ZXR 400 15\45 и количество звеньев в цепи 110. укорачивать до 108 не нужно.
Спасибо тебе за информацию, уверен, что она кому-нибудь пригодится!
А вот кстати один из читателей прислал очень интересный вопрос. Скурили с ним целую кипу мануалов-микрофиш-партнамберов, но так и не нашли ответ. Кто знает, ответьте пожалуйста.
А вот и сам вопрос:

«Чтобы взглянуть на состояние ведущей звезды,я снял крышку и увидел вот такое отверстие (на фото синей стрелкой) явно для чего то сделанное. Но там пусто! А так как я товарищ любознательный, то перешарил много ресурсов в интернете, у тебя в статье тоже увидел такое фото и даже у меня в Инструкции по эксплуатации мой сибихи та же картина ))
Отсутствует что то, по моим догадкам какой то датчик. Даже отверстия с резьбой под болты имеются (красным на фото) и снизу вырез под провода (я так думаю) Возможно на втековских моделях на этом месте что то есть?»
Я сам думаю, что возможно на CB-1 в этом месте стояла какая-то деталь, которая не перешла на CB400, при этом сама выемка осталась. Но это лишь догадка 🙁
Спасибо за помощь дружище )
Вот, нашарил фото сибивэна, но почему то ничего похожего не нашел. Будем искать дальше ))
там должен быть датчик передачи… на учебках (license которые) есть на приборке индикация номера включенной передачи.
О, спасибо! Как-то даже в сторону учебок и не думали 🙂
Приветствую автора.все довольно интересно и грамотно описано.спасибо.
Вопрос такой назревает(первая замена так сказать=))….звезды отличаются только по размеру(количеству зубьев) или еще по пасадке?я имею ввиду подбирается под конкретный мотоцикл, или так по размеру прикидываешь и по болтам?(мотоцикл ducati monster)
Привет! Не-е-не! Никакого прикидывания, ты чего? 🙂 Лезешь в онлайн-каталог AFAM, к примеру, или в любого другого производителя звезд, и ищешь там маркировку звезд именно под свой мотоцикл. Потом уже по маркировке ищешь в продаже. По AFAM я точно знаю, что в Москве есть официальный дилер где-то в районе Дмитровки, у которого в наличии куча звезд на разные мотоциклы. Если в рознице нет — заказываешь на буржуйских ресурсах. Как-то так.
В принципе, в нормальных магазинах уже давно научились сами сверять по каталогу какие у них звезды в наличии и на какие мотоциклы, так что это всего лишь вопрос терпения и прозвона магазинов.
хотелбы уточнить про люфт звезды. менял на днях свою звездочку и обнаружил что из за люфта уже начало немного поджерать вал. вот и незнаю как ставить новую с люфтом или без???
Народ разное говорит. Многие делают проставки и никаких люфтов не допускают. Мой опыт подсказывает, что с люфтом звезда ходит дольше.
Со временем совсем перестал на это обращать внимание, сейчас даже не знаю, есть люфты завезд на моих мотоциклах или нет. Короче, думай сам. Если поджирает, сделай проставку из какой-нибудь алюминиевой банки, да и все. У меня не поджирало никогда.
Спасибо, очень полезно. =) Как раз менять собираюсь.
А не подскажете мне, где можно купить такой вот расклепыватель за не сильно большую цену? Нашел лишь за ~5к рублей, оригинальный и то на eBay.
Да пожалуйста) Ищи, точно не подскажу. Появляются периодически в разных магазинах и разного качества. В качестве альтернативы ebay могу подсказать только louis.de
Угу, но там его нет. Или я не нашел. Ну ладно, будем искать )
http://www.aliexpress.com/item/TENGDA-TOOLS-Motorcycle-Chain-Breaker-Chain-Cutter-RIVETING-RIVET-TOOL/1213742137.html
Нашел вот такой на алиэкспресе. На вид годный.
Выглядит неплохо, но все зависит от качества металла. Я сегодня сломал один заклепыватель пополам 🙂
Здравствуйте. Опишите пожалуйста подробнее про натяжение цепи. Какой свободный ход цепи должен быть при нагрузке или без нее?
Привет. 5 см свободный ход на ненагруженном нормально будет.
А если ход цепи составляет 3 см на ненагруженном, что подскажете? Это маловато? Нужно ли ослаблять цепь или можно ездить на такой?
Надо сесть на мотоцикл и посмотреть, насколько она натянута под нагрузкой.
Лучше недотянуть, чем перетянуть.
На счет нагрузки при натяжке цепи.
В мануале написано, что натягивать нужно на боковой подножке.
У меня другой вопрос. Поменял цепь и звезды. На родной(заводские цепь и звезды) люфта не было. Затянул новую звезду усилием как в мануале.
Сейчас при езде слышно, не то чтобы шелест, хотя походу это он и есть. слышно прикосновенье звеньев об зубья. Грешу на смазку. Она нифига не держится и после первой поездки разлетается. Но еще появился гул в коробке, когда газ отпускаешь. Можете, что-нибудь подсказать по данному вопросу?
Кстати цепь дид vx 525, а звезды jt 15 и 45. На сержике вычитал, что есть разница какой стороной ставить звезду. Когда ставил, особых отличий сторон не заметил. Поставил надписью наружу.
Заранее спасибо за советы.
На Jt обычно одна из кромок больше второй,так что, да, разница есть.
Если гремит цепь, вероятнее всего недотянул/перетянул. Точно не в смазке дело, т.к. смазываются сальники цепи, а не звенья.
Привет!
Классный сайт! Очень интересно читать. Все доступно и понятно написано и описано.
Я готовлюсь к своему первому байку. А он у меня будет CD400SF vtec III 2007. Начну кататься со следующего сезона, т.к. этот уже закрыт(. Но зато есть время хорошо подготовиться. А в это и входит у меня покупка расходников, сразу, чтобы было). Поэтому вопрос: где можно найти описания/спецификации запчастей на мой байк? К примеру цепи DID одинаковые по размерам и отличаются только кол-вом звеньев? или..? наверное вопрос чайника, но по сути я и есть…)
Буду признателен за ответ!
Привет. Спасибо. Тут уже все описано подробно и про цепи, и про остальное. Поройся в статьях.
Не хочу никого обидеть но про необходимый,якобы,люфт ведущей звезды — бред полный! Не нужно вводить в заблуждение людей которые не имеют опыта таких ремонтов.
Если звезда будет болтаться на валу,может она и сносится меньше (очень спорно)
но вот вал износит и разобьёт точно! И потом предстоит недешовы и непростой ремонт с разборкой двигателя и заменой вала.
Ну-ну)))
Привет,юзаю такого же Гуся и тоже желтый,пришло время цепи и звёзд — чё посоветуешь и ещё проблема с топливным фильтром — он на экзисте 7 рублей ,есть опыт внедрения?,какая толщина металла? — можно его заварить потом? иии ещё вопрос — как тебе шуберт(ну шлем конечно) ,разбил свой ,думаю чем заменить (вопрос либо сильно коцаный bmw или такой же шуберт) .Спасибо, читаю тебя как учебник .
Привет. Эти вопросы надо задавать в статье о Гусе.
Проблема с фильтром решается сейчас. Будет статья отдельная потом. Шуберт — очень ок, я фанат. Цепь и звезды… Я бы посоветовал DID и AFAM, но, по нынешним временам, это стало очень мажорно. JT нормально ходят, и цена приемлемая. Я на этот сезон поставил ведущую JT и ведомую BMW оригинал, получилось почти в 2 раза дешевле, чем AFAM. Цепи DID и сейчас подъемны по цене, но, опять же, JT — тоже норм при более низкой стоимости.
Спасибо , почему ведомую советуют аллюмовую ?,ни -за- ни -против- доводов не нашел.
Алюминиевая — это для очень быстрых и крутых перцев, стальная дольше ходит. Вроде как.
Пасибо , завтра поеду за ведомой стальной звездой .Цены +100% от осени — как будто все токари американцы
Будет еще хуже. С резиной особенно начнутся большие проблемы.
Доброго времени суток. Вопрос возник такой. На одном из форумов, прочел, парень хотел воткнуть звезды вместо 14/41- 15/45, и цепь в 110 звеньев не влезла! У меня сейчас стоит 14/41, 106 звеньев. Калькулятор на вашем сайтеговорит, что цепь надо 108 для 15/45. Влезет 108? NC39. 2000гв втек1. Спасибо! Мануал полезный, на следующих выходных собираюсь менять комплект, ваш опыт будет полезен)
Привет. Кому-то на втек прям на этой неделе ставил 15/45-108. Без проблем. Вообще, меня этот калькулятор еще ни разу не подвел.
А что с натяжкой цепи? С нагрузкой и без? Как делать?
Знаешь, мне почему-то кажется, что это глупости какие-то. Не морочся, на ненагруженном сделай ход 5 см, да и все.
Возник вопрос: с каким усилием затягивать ступичную гайку?
Не знаю, на глаз.
Если принципиально, в мануале можно посмотреть.
Так себе репост. 9) натягиваем цепь
что это вообще такое? как натягиваем, какой зазор должен быть — пох?
И вообще меняешь звезды — хотябы почистил место под ведущей звездой.
Это не репост, это первоисточник) Как натягиваем — иди комменты читай к этой же статье, умник.
У меня СВ 500
Сегодня заменил цепь и звёзды по этой же «инструкции» всё очень замечательно получилось, только есть пару дополнений в моём случае:
1. Купил сразу комплект цепь и звёзды: ведущая-15, ведомая-40, цепь-108, всё идеально подогнано так что парится по поводу выбивания лишних звеньев мне не пришлось.
2. Цепь такая же DID 525 vX только одно НО! — она цельная, литая, без замка! поэтому пришлось снимать весь маятник что б её туда «запихнуть»)
3.Тормозной суппорт снимать не пришлось (тормозной диск сам вышел)
4. Ни о каком люфте передней и задней звезды ни может быть и речи, — всё стоит намертво!! идеально подогнано.
У меня всё) Автору здоровья!!!))))
Да, бывают такие, заклепанные с завода. Но по-моему, это бред, с замком все же проще устанавливать) Спасибо)
Про люфт на ведущей звезде полная лажа. Афар замути на цепи ГРМ люфт )))) За всё остальное огромное спасибо,хорошие и подробные описания ремонтов
«Афар замути на цепи ГРМ люфт ))))» Это как? О_о
В остальном, даже отвечать не буду, все уже здесь в комментах етсь.
Я к тому, что на ведущей звезде его быть не должно,совсем,а если он есть то это очень плохо. В остольном всё по сути. Спасибо за подробное описание. Без обид.
Да какие обиды, ты что)) Я уже много лет просто не парюсь по поводу этого люфта на куче разных мотоциклов — и все)) Но просто если пишешь здесь какую-то точку зрения, надо подтверждать ее аргументами, а не просто «так и только так». Это же не опрос какой-то))
А для чего на ведущей звезде резина? Новую купил полностью металл.
Ну а с чего не на всех ведущих звездах резина? Большинство производителей делают ведущие звезды без всяких уплотнений, просто железка — и все.
Может гашение вибраций какое?
Ок, я даже сделал сноску о том, что в комментах есть другие мнения. Хотя по-моему, и так видно было, что они есть 🙂 Про люфт — это я не из головы взял, но статья написана в 2012 году, конкретную ссылку привести — это надо может половину интернета облазить. Смысла в этом не вижу, а для пылких дискуссий есть форумы. Истина где-то рядом))
Добрый день.
Перечитал все коменты но ответ на свой вопрос не нашел.
На некоторых форумах читал что 520 цепь на св 400 ставится, другие пишут что 525 какая в них разница? и какую лучше ставить?
Вопрос может и тупой спорить не буду но я только купил мотоцикл и вот нужно менять цепь и звезды интересуюсь. Если есть разница то у меня св втек 2
Спасибо.
Привет. Вот инфа по цепям http://mototraveller.ru/2013/04/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%86%D0%B5/
В принципе, с коррекцией по количеству зубьев-звеньев, можно и 520-ю. Обычно, чем больше шаг цепи, тем она крепче и ставится на более мощные мотоциклы. Как-то так.
Спасибо.