Помните, у Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»?
Эти слова как нельзя кстати вспомнить, когда вы обдумываете, с кем отправиться путешествовать. Конечно, можно ехать одному или вдвоем на одном мотоцикле, но все-таки, мототуристы предпочитают выезжать группами и правильно делают: в коллективе веселее, легче организовать лагерь, легче преодолевать трудности. Однако сколотить хорошую самодеятельную группу — задача не простая. Такие группы складываются различными путями. В одних случаях они организуются через автомотоклубы ДОСААФ, клубы туристов, в других — просто на основе личных знакомств. Но в любом случае вопрос о составе группы надо решать не только исходя из желания ехать вместе по одному маршруту, но и руководствуясь другими факторами.
Существенный момент — степень физической подготовленности участников к предстоящему путешествию. Сложный маршрут в трудных дорожных условиях, когда управление тяжело груженным мотоциклом становится поистине нелегким, потребует от мототуриста большой выносливости и силы. Тем, кто собирается путешествовать в таких условиях, рекомендуем воспользоваться опытом мотокроссменов. Система их подготовки включает общую закалку организма, комплекс физических упражнений, тренировки на мотоцикле по пересеченной местности. Ознакомиться с ней можно по литературе (например, в книге «Мотоциклетные кроссы» И. Окроуглицкого и Я. Поустки, ФиС, 1958).
Для маршрутов средней сложности достаточна физическая подготовка в объеме стандартного комплекса утренней гимнастики; несомненно, такая зарядка должна стать правилом для любого мототуриста. Наибольшее внимание нужно уделить упражнениям, учитывающим специфику нагрузки на мышцы мотоциклиста: развитию мышц рук при помощи разжимных гантелей и выжимания тела на руках, укреплению мышц ног приседаниями и прыжками на месте.
Степень физической подготовленности — не единственное требование к участникам путешествия. Слабые водительские навыки, неудовлетворительное техническое состояние мотоцикла могут сорвать все планы. Члены группы должны иметь и в этом равные возможности.
Туристов должны объединять общие интересы в будущей поездке. Отсутствие интереса у некоторых участников к предмету, составляющему стержень путешествия, в конечном итоге может привести к ссорам. Чтобы проверить группу «на схоженность», обязательно организуйте несколько предварительных совместных поездок. Во время них вы лучше узнаете друг друга, лучше подготовитесь к совместной дальней поездке. Слаженная группа—залог успешного путешествия. Не случайно участники такого путешествия стараются не терять между собой связи, чтобы в следующем году вновь собраться вместе, даже если они живут в
разных городах.
Теперь о количестве участников путешествия. На наш взгляд, в дальнюю поездку лучше всего отправляться группой 4—6 человек на 2—3 мотоциклах. При таком составе легче решаются организационные вопросы и сама группа получается более мобильной. К тому
же на современных шоссейных дорогах, сильно загруженных автотранспортом, двигаться большой колонной сложно.
Хорошо, если мотоциклы будут однотипными. Прежде всего это позволит сэкономить место в багаже за счет меньшего количества запасных частей, которые вы везете с собой. Кроме того, однотипные мотоциклы легче обслужить, так как в группе всегда найдется специалист по данной марке. Не надо сбрасывать со счета и дух солидарности, присущий водителям «одномастных коней». Самое ценное преимущество — равные возможности машин: одинаковая средняя скорость, способность двигателей работать на форсированном режиме, заправка бензином и маслом через равные промежутки пробега, профилактика.
Не самый худший вариант, если в группе будут мотоциклы разных марок, но одного класса, например «Иж» и «Ява-350». Не рекомендуется включать в группу мотоциклов одиночек мотоцикл с коляской: средняя скорость его ниже, чем у одиночки, и водитель больше утомляется.
После того как группа окончательно укомплектовалась, нужно распределить обязанности среди ее членов. Наиболее ответственным является выбор командора. Безусловно, им должен мототурист, имеющий за плечами опыт дальних путешествий. Он должен обладать организаторскими способностями, волевым и, несомненно, авторитетным товарищем. Обязанности остальных членов группы должны распределяться с учетом личных склонностей каждого. Один из вас хорошо фотографирует — дайте ему фотоаппарат и кинокамеру, другой имеет хозяйственную жилку — назначьте его администратором и казначеем, третий —
заядлый турист — пусть заведует установкой палаток и организацией привалов. Конечно, все должны участвовать в общей работе, но хорошо, если в ней будет организующее начало.
Вопрос о том, куда ехать в ближайший отпуск, должен решаться намного раньше, чем он наступит. Самое главное в выборе маршрута — ясно определить, что вы хотите узнать или увидеть. Четко поставленная задача поможет выбрать район путешествия. Если вы интересуетесь древней русской архитектурой, есть смысл путешествовать по району, где расположены такие города, как Псков, Новгород, Ростов Великий, Ярославль, Суздаль, Владимир; за горной экзотикой можно отправиться на Кавказ или Памир.
На выбор маршрута может повлиять и время путешествия. Например, в Прибалтике и Карелии ранней весной преобладает дождливая погода. Зато в республиках Средней Азии именно весна наиболее благоприятна для путешествий: зелень свежа, и солнце не так беспощадно.
Существенное значение при выборе маршрута имеет время, которым вы располагаете. При этом надо рассчитать, сколько дней вам потребуется на передвижение, сколько на отдых, на осмотр достопримечательностей. Иначе вместо запланированного путешествия получится спортивная многодневная гонка. При расчете времени следует учитывать и состояние дорог, которое может меняться в зависимости от погоды.
Нельзя забывать о физических возможностях участников путешествия и их опыте. Ясно, что сложный маршрут потребует большей затраты физических и духовных сил, более высоких технических навыков. Исходя из этого, новичкам следует начинать с легких маршрутов — коротких по расстоянию, по времени и нетрудных по условиям движения. Затем можно переходить к более длительным, но несложным поездкам. К дальним, рассчитанным на отпуск, можно отнести, например, маршрут в Прибалтику или в Крым. Вообще все маршруты следует строить по принципу постепенного перехода от простого к сложному.
Хотим обратить ваше внимание также на финансовую сторону путешествия. Транспортные расходы мототуриста складываются из затрат на бензин, масло и оплату охраняемой стоянки в кемпинге (если он ею пользуется). Учитывая невысокую стоимость бензина и малый расход топлива, транспортные издержки, как правило, не превышают 4—6 рублей на 1000 км, что в 4—5 раз меньше расходов на передвижение по железной дороге и в автобусе, К сумме на транспортные расходы следует прибавить 10—15 рублей на возможный ремонт или транспортировку поврежденного мотоцикла. Остальные расходы мототуриста ничем не отличаются от расходов обычного туриста и складываются из затрат на питание; оплаты за ночлег (если не пользоваться своей палаткой) и т. п.
После того как маршрут определился в общих чертах, необходимо заняться его детальной разработкой. Значительную помощь в этом могут оказать туристские справочники, путеводители, периодические и повторяющиеся издания (журнал «Турист», альманахи «Туристские тропы» и «Ветер странствий»). Источником качественной и конкретной информации являются отчеты о мотопутешествиях, с которыми можно ознакомиться в туристских секциях автомотоклубов. Следует, однако, учитывать время опубликования всех этих источников. Туристы, интересующиеся историей, архитектурой, ратными подвигами нашего народа, могут познакомиться с ними по соответствующей литературе. Неоценимую помощь в разработке маршрута окажут своими советами мототуристы, совершавшие путешествия по аналогичному маршруту; в этом случае не полагайтесь на память и наиболее важное запишите.
Разработка маршрута, в которой должны участвовать все члены будущего путешествия, должна включать и работу над картой. Порекомендуем «Атлас автомобильных дорог СССР», туристские карты или схемы по отдельным маршрутам (например, «По пяти республикам на автомобиле», «Москва — Киев — Закарпатье», «Кавказское кольцо»). Последние удобны тем, что содержат краткое описание маршрута с указанием сведений, интересующих мототуристов. На карте намечаются населенные пункты, через которые вы хотели бы проехать, места возможных заправок бензином и длительного отдыха. Работа над картами позволит уточнить пробег в километрах и внести коррективы во время, отведенное на движение и остановки, т. е. составить конкретный график путешествия. При этом можно исходить из следующих примерных дневных норм пробега (имеется в виду максимальный пробег в сухую погоду на мотоцикле среднего класса):
Асфальтированная дорога в хорошем состоянии… 500—700 км.
Асфальтированная дорога в неудовлетворительном состоянии… 300—400 км.
Дороги грейдерные в хорошем состоянии… 300—400 км.
Дороги грейдерные в плохом состоянии… 150—250 км.
Дороги с булыжным покрытием в хорошем состоянии… 250— 300 км.
Дороги с булыжным покрытием в плохом состоянии… 150— 200 км.
Горные дороги асфальтированные в хорошем состоянии… 300—350 км.
Горные дороги с щебеночным покрытием… 150—200 км.
В дождливую погоду нормы пробега следует уменьшить примерно на 20—40%. Карта нужна мототуристу не только в период разработки маршрута, но и в дороге. К сожалению, мотоциклисту пользоваться картой в пути неудобно из-за ограниченности места.
Но мототурист может сделать подобие туристской схемы, которая всегда будет у него под рукой. Для этого нарежьте карточки из плотной бумаги в размер водительского удостоверения. Проведите из угла в угол прямую линию и «нанизывайте» на нее все населенные пункты маршрута, проставляя около них километраж и отмечая значками бензозаправочные станции и кемпинги. На обороте запишите интересующие вас подробности (где находится объект для осмотра, на каком километре расположен тот или иной поворот и т. п.). Карточки или кроки, помещенные рядом с водительским удостоверением или в кармане за ветровым щитком, при необходимости в любой момент могут быть извлечены на свет. Если обернуть кроки в полиэтиленовую пленку и укрепить на багажнике бака, то и на ходу они будут перед глазами. Кроме кроков основного маршрута полезно заготовить кроки запасного на случай замены маршрута из-за резкого ухудшения погоды или других причин.
Большую помощь в подготовке путешествия могут оказать автомотоклубы или клубы туристов. К тому же путешествия, зарегистрированные в автомотоклубе и соответственно оформленные, дают право получить III, II, I спортивные разряды, разряд «Кандидат в мастера спорта» или звание «Мастер спорта СССР» по автомототуризму. Туристы, желающие получить спортивный разряд, должны руководствоваться «Правилами организации самодеятельных путешествий на территории СССР», а также Единой всесоюзной спортивной классификацией, которая предусматривает определенные категории сложности маршрутов (см.
таблицу выше).
Материалами отчетности туриста являются маршрутная книжка, выданная автомотоклубом, имеющая отметки в ключевых пунктах маршрута, а также письменный отчет о проделанном путешествии. Путешествие засчитывается для присвоения разряда, если оно совершено в период отпуска (каникул) с туристскими целями.
Право на получение соответствующего разряда определяется количеством путешествий, категорией их сложности, количеством участников. Порядок присвоения спортивных разрядов регламентируется разрядными требованиями по автомототуризму Единой всесоюзной спортивной классификации. Подробно об оформлении документов, правилах организации путешествий и разрядных требованиях по автомототуризму можно узнать в местных автомотоклубах.