СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ!

Бежит, бежит дорога… Уже позади первый день пути, первая ночевка, не одна сотня километров «сменилась» на спидометре. Возможно, еще не произошло никаких знаменательных событий или встреч, но вы уже стали туристом. Потому что дорога — это значительная часть вашего путешествия, ваших впечатлений, вашей необычной жизни на колесах.

Какое удовольствие мчаться на мотоцикле, сознавая, что мечты становятся реальностью и что долгие месяцы подготовки к путешествию были не напрасны!

Мотоцикл — чудесный вид транспорта. Он как бы специально создан для туризма.

Путешественники на мотоцикле ближе к свету солнца, освежающему ветру в душный полдень, запахам проносящихся полей и зелени лесов. В отличие от автотуристов, довольствующихся видом из окон, мототуристы имеют неограниченный обзор. Какие возможности смотреть и видеть! А между тем далеко не все умеют увидеть то, что несет мотоциклетный туризм с его дорогами, городами, встречами с людьми, общением с природой.

Молодые мототуристы часто бравируют количеством «накрученных» километров, названиями городов и экзотических мест, а на поверку оказывается, что их знакомство с этими местами было крайне поверхностным. Между тем задача настоящего туриста — не только пройти, не только увидеть, но и глубже познать увиденное. Даже дорога для мототуриста дает гораздо больше, чем просто возможность нестись в «голубую даль». Она мчит навстречу неповторимые пейзажи нашей Родины, ведет через поля былых сражений, выносит на холм, откуда вдруг как на ладони открывается вид на древний город или современный индустриальный гигант. Вы встретите танк, застывший на гранитном пьедестале, и скромные обелиски безымянным солдатам, защищавшим нас от фашистской чумы. Увидите колхозные фермы и поля.

Не превращайте езду на мотоцикле в самоцель. Обязательно остановитесь, когда увидите что-то интересное. Побродите пешком — продлите миг встречи с прекрасным. Задержитесь у мемориальных памятников, прочтите имена героев. Поговорите с местными жителями: они расскажут вам о многих подробностях тех героических лет, о современных достижениях родного края, порекомендуют посмотреть местную достопримечательность — будь то изба с затейливой резьбой или раскопки древнего кургана. Небольшие экскурсии в сторону от основной трассы обогатят путешествие. А затем опять на дорогу, которая ведет к од-
ному из основных пунктов маршрута.

И вот вы в незнакомом городе. Как к нему подступиться, с чего начать осмотр, как ухватить самое характерное? Задача упрощается, если перед поездкой вы прочитали путеводитель или послушали рассказы туристов, побывавших в здешних местах. Но лучше купите
билеты на экскурсионный автобус и превратитесь на два часа в зрителя и слушателя. Достоинство такой поездки в том, что в короткий срок можно ознакомиться с самыми интересными местами. Считайте, что экскурсия была для вас вводной. После этого полезно посетить краеведческий музей, где вы углубите свои познания о революционном прошлом города, событиях минувших и настоящих, о знаменитых земляках, о всем том, чем гордятся местные жители. Согласитесь, что после такой подготовки ваши мотоциклетные экскурсии будут более содержательными.

Бесспорно, не следует ограничиваться только мотоциклетными поездками. Хорошо, на время расставшись с машиной, походить по улицам, чтобы лучше почувствовать атмосферу жизни города, быть ближе к людям. Постарайтесь побольше контактировать с местными жителями — это всегда приносит взаимное удовлетворение. Обычно местные очень благожелательны к туристам и охотно берут на себя роль гидов. А знающий человек сумеет рассказать и показать вам многое, чего не найдешь в путеводителе. И вообще, что может быть лучше общения с людьми!

Мы за время своих многочисленных путешествий «обросли» в различных городах и селах новыми знакомыми. Некоторые из них стали нашими друзьями. С ними мы переписываемся, встречаемся. Не в этом ли одно из главных достоинств любого путешествия!
Особенно легко в новых местах устанавливаются контакты с местными мотоциклистами — сказывается родство интересов. Такие встречи очень полезны. Мотоциклисты помогут лучше увидеть город и его окрестности. Покажут они и свой автомотоклуб, где можно
уточнить сведения о состоянии дорог, узнать о радиальных маршрутах. Кстати, если ваше путешествие зарегистрировано в клубе туристов и вы претендуете на получение соответствующего спортивного разряда, не забудьте отметить маршрутную книжку в местном клубе.

Отметку можно сделать и в организациях ДОСААФ или просто в- почтовом отделении. Ваше пребывание в данном пункте подтвердит и открытка, посланная в адрес своего клуба.

Если маршрут путешествия пролегает по одной из союзных республик, постарайтесь ближе познакомиться с ее культурой. Будучи в столице, обязательно сходите в музей национального искусства. Не пропустите возможности послушать выступление национального ансамбля, отведать блюда национальной кухни, осмотреть характерную национальную архитектуру, посетить базар, где чаще можно встретить жителей в национальной одежде, увидеть, чем богата эта земля. Если представится случай, постарайтесь попасть на местный праздник, побывать на свадебном или другом обрядовом торжестве.

Но, конечно, интересное в путешествии ждет вас не только в городах. История нашей страны богата событиями. Старинные замки и храмы, мемориальные комплексы в местах боевой и революционной славы нашего народа, памятники — все это не должно пройти мимо вашего внимания. А разве не заманчиво увидеть грандиозные сооружения — творение рук советских людей: величественную гидроэлектростанцию, современный мост, поражающий смелостью инженерного решения, химический комбинат, корпуса которого пронизаны солнечным светом.

Но в путешествии не все интересующие вас места можно посетить на мотоцикле. Например, запрещен въезд в природные заповедники или проезд по эстакаде, уходящей в море к нефтяным разработкам. Так же не возможно подняться на мотоцикле по пешеходным тропам высоко в горы на обзорную площадку или спуститься в живописные сталактитовые пещеры. В таких случаях присоединитесь к пешей туристской «братии». От такой перемены обстановки путешествие только обогатится.

Разумеется, в путешествии вы будете вооружены фотоаппаратом, а возможно, и кинокамерой. Если вы снимаете на цветную диапозитивную и черно-белую пленки, удобно иметь с собой два фотоаппарата — каждый для своей пленки. В справедливости такой рекомендации вы убедитесь, когда неповторимый цветной кадр будет потерян потому, что единственный фотоаппарат, с которым вы отправились в путешествие, заряжен черно-белой пленкой.

Обычно во время путешествия появляется стремление наснимать как можно больше.
Но из этого не следует, что снимать надо все подряд. Сюжетом для фотографирования должно становиться то, что привлекло ваше внимание своей необычностью, красотой, колоритом, — будь то люди, уличные сцены, архитектура или пейзаж. Однако старайтесь снимать тематически, особенно цветные диапозитивы и кинофильмы.

Никогда не откладывайте съемку интересного кадра на другое время или на обратный путь. Такого случая может не представиться: изменятся условия освещения, испортится погода или, возможно, возвращаться вы будете по другой дороге.

Путешествуя на мотоцикле, не прячьте фотоаппарат и кинокамеру далеко под куртку или в багаж: часто сюжеты для съемки появляются неожиданно. Не исключено даже, что их придется «догонять» на мотоцикле. Поэтому аппаратура должна быть на взводе.

Умение видеть во время путешествия самое впечатляющее, самое важное дается не сразу, оно вырабатывается годами. Тем, кто еще не совершал своего первого туристского вояжа, мы и хотели помочь советами в этой главе.

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.
Запись опубликована в рубрике Обо всем подряд. Добавьте в закладки постоянную ссылку.