Уезжая из родных мест, вы попадаете на неизведанные дороги. Конечно, вы заранее проложили по ним маршрут, изучив атлас автомобильных дорог, карты, подсчитав километраж между пунктами. Казалось бы, что сложного ехать по трассе, имея такую подготовку. К тому же и сама трасса несет нужную информацию при помощи дорожных знаков, указателей, надписей на щитах. Вряд ли на трассе вы собьетесь с пути. Однако не все необходимые для мототуриста сведения можно получить, пользуясь только указателями. Они не могут сообщить вам, например, о том, какой сорт бензина имеется на ближайшей автозаправочной станции (АЗС), не закрылась ли она на ремонт. Не всегда щиты расскажут о наиболее живописном и подходящем месте для отдыха. А ведь неплохо все это знать, чтобы ориентироваться не только в расстояниях, но и во времени, в условиях движения на дороге.
Вот вы остановились у бензоколонки. Но оказывается, она только что закрылась на обед, до следующей же вы не дотяните. В результате потеряно драгоценное ходовое время. А ведь этого могло и не быть, если бы при последней заправке вы узнали у работников АЗС о начале обеденного перерыва или пересменки на ближайших колонках. Любую остановку для заправки следует использовать для уточнения сведений об АЗС, столовых, кемпингах, объездах на дороге и др. Все это вы сможете узнать у водителей встречных автомобилей, остановившихся вместе с вами, у автоинспекторов или работников милиции. Иногда у бензоколонок установлены схемы АЗС трассы, учитывающие все последние изменения. Такую схему полезно переписать в блокнот и сфотографировать на будущее.
Двигаясь по шоссе и обращая внимание на встречный транспорт, можно определить условия движения на впереди лежащем участке пути. Так, сухие встречные автомобили говорят о том, что на трассе нет дождя, хотя все небо затянуто темными тучами, а забрызганный грязью до крыши транспорт подскажет, что где-то впереди идут затяжные дожди.
Умело используя всевозможные сведения, на трассе ориентироваться не трудно.
Сложнее, когда путь держите в сторону от магистрального шоссе. Сразу же исчезают неизменные спутники — километровые столбы, встречные машины попадаются редко. Только тогда начинаешь понимать, как не хватает сурового порой автоинспектора, ибо не у кого спросить о состоянии дороги, о том, в какую сторону ехать на развилке, далеко ли до ближайшего населенного пункта. Без информации плохо. Поэтому постарайтесь запастись ею там, где еще возможно.
На последней остановке, перед поворотом с большой дороги (где-нибудь у чайной), отыщите мотоцикл или автомобиль с местным номером и приступайте к «допросу» его водителя. Учтите, очень важно узнавать о дороге именно у водителей, а не у прохожих. Местные жители, не связанные с автотранспортом, обычно подробно объяснят вам, как проехать в нужном направлении. Но порой, по простоте душевной, они не могут правильно оценить состояние дороги в соответствии с возможностями вашего транспорта. Водители же прекрасно знают, в каком состоянии находятся дороги, мосты и объезды, поэтому сведения, полученные от них, наиболее ценны.
Но и здесь есть свое «но», если ваш наставник управляет грузовым автомобилем. Местные водители не всегда бывают избалованы хорошим покрытием, да и проходимость грузового автомобиля не та, что у мотоцикла. В таких случаях старайтесь продублировать полученную справку у других водителей, а еще лучше — у водителей легковых автомобилей, мотоциклов или велосипедистов. Разноречивые сведения надо проверять до совпадения нескольких мнений. Узнайте также, давно ли водитель ездил по интересующему вас направлению, так как качество местных дорог сильно зависит от погодных условий. Запомните, что всякая справка, полученная у того, кто ездил давно или вообще не ездил в этом направлении, требует обязательной проверки, и не бойтесь показаться дотошным, вникая, казалось бы, в незначительные, мелочи.
Бывает, однако, что необходимые сведения добыть просто не удается. В этом случае нужно выслать на разведку двух членов группы на одном мотоцикле, а для остальных устроить привал.
С наступлением темноты избегайте ехать по незнакомой дороге, о которой вам вообще ничего неизвестно: можно проглядеть нужный поворот, указатель, объезд труднопроходимого участка дороги или разрушенного моста. Лучше до наступления темноты подыскать подходящее место и устроить лагерь — «утро вечера мудренее…».
Не всегда, однако, мототуристы ездят по дорогам, о которых можно хоть что-то узнать. Некоторые забираются в такие места, где впору определять стороны света, а не направление до ближайшего населенного пункта. Если вам пришлось попасть в подобное положение, не считайте себя отрезанными от мира. То, что у вас нет компаса, не беда: обычные часы заменят его. Направьте часовую стрелку в сторону солнца. Тогда «прямая, делящая пополам угол, образованный этой стрелкой и линией, проходящей через цифру 1, укажет направление на юг. Теперь ориентируйте карту, и двигайтесь в нужном направлении.
Способность ориентироваться нужна не только на магистралях и вдали от них. Незнакомый город тоже представляет загадку для новичка. Впрочем, на въезде в некоторые города установлены щиты с планом-схемой, на которой указаны транзитные направления. Неплохо набросать себе такой план. Надо, однако, иметь в виду, что в большинстве городов движение на мотоциклах по центральным улицам запрещено. Пользуясь планом, следует помнить об этом.
Ну, а если никакой схемы под рукой нет, а вам нужно проехать в центр города? Трамвайная линия или троллейбусные провода обычно идут от окраины к центру. В качестве ориентира можно воспользоваться также и трафаретами, обозначающими остановки автобусов.
В незнакомом городе могут помочь и местные мотоциклисты или водители автомобилей, которые проводят вас до нужного места, особенно если им по пути. Двигаясь по сложному городскому маршруту самостоятельно, старайтесь как можно чаще спрашивать о направлении движения у пешеходов или милиционеров. Особенно это необходимо делать перед перекрестками или поворотами.
Многому приходится учиться в буквальном смысле «на ходу». Зато насколько легче будет вам совершать следующие путешествия.
Чтобы не растерять приобретенную в пути информацию, вмените себе в правило вести в дороге путевой дневник. В него нужно записывать все сведения, которые в будущем могут заинтересовать других мототуристов. Согласитесь, если бы подобный материал был в вашем распоряжении перед поездкой, это значительно упростило бы ее.
В тех случаях, когда ваш маршрут зарегистрирован в автомотоклубе, записи в дневнике помогут также при составлении отчета о путешествии.