Немалую часть времени мототурист проводит за рулем мотоцикла. Различные дорожные ситуации ожидают его в пути. Некоторые из них промелькнут и тут же забудутся, иные запомнятся своей курьезностью, а бывают и такие, после которых хочется слезть с мотоцикла и прийти в себя. Большинство осложнений на дороге происходит в результате ошибок, допущенных как самим мототуристом, так и другими водителями. Чаще всего это неправильный обгон, изменение направления движения без подачи сигнала поворота, резкое торможение и другие действия, обостряющие обстановку на дороге.
Однако, затруднительные ситуации зачастую возникают и без предварительного обострения обстановки. Все очень обыденно и просто. Идет грузовик, доверху нагруженный ящиками. На выбоине его тряхнуло, и ящики посыпались под колеса вашего мотоцикла. Или на встречном грузовике с прицепом-роспуском раскрылся рычаг роспуска и перекрыл вам дорогу. Случайности? В какой-то мере. Но их следует предвидеть. Так же, как нужно предвидеть неожиданный поворот идущего впереди автомобиля или велосипеда на проселок или выезд транспорта на шоссе с боковой дороги, закрытой кустами или деревьями. Да, вы должны быть готовы к тому, что другие водители могут допустить ошибку или даже нарушить правила движения. Вряд ли сможет утешить мысль, что вы были правы, если авария все-таки произошла.
Случаются, однако, и такие ситуации, когда силой обстоятельств даже опытный мотоциклист поставлен в критическое положение. Это может произойти, например, по вине неопытного водителя автомобиля или растерявшегося пешехода, которые оказались на вашем пути. Если каждый начнет сомневаться в действиях друг друга, не исключена трагическая встреча. В таких случаях быстро дайте понять жестом водителю или пешеходу о маневре, который вы собираетесь предпринять.
Мототурист может попасть в острую ситуацию и по другой причине. Самый вероятный случай: на большой скорости лопнула камера. Именно лопнула, потому что незначительный прокол, вызвавший сравнительно медленный выход воздуха из камеры, мотоциклисту не страшен. При резком выходе воздуха из камеры мотоцикл становится трудноуправляемым и его начинает кидать из стороны в сторону. Не теряйте самообладания! Быстро выжимайте сцепление и постарайтесь удержать прямолинейное направление движения мотоцикла, поворачивая руль в сторону заноса. Очень осторожно притормаживайте тормозом колеса, на котором шина в порядке; ног с подножек не снимайте до минимальной скорости.
При этом не упускайте из виду, что ваш беспорядочно двигающийся мотоцикл создает аварийную обстановку на шоссе, — постарайтесь держаться правее, чтобы в крайнем случае уйти в кювет.
Если же в результате несвоевременно принятых мер вы потеряли контроль над движением мотоцикла и падение произошло, следует отделиться от машины, оттолкнувшись от подножек. Основная опасность падения вместе с мотоциклом состоит в том, что он может начать кантоваться и причинит вам тяжелые повреждения. Отделившись от мотоцикла, нужно сгруппироваться, т. е. плотно прижать к телу руки, поджать ноги и прижать подбородок к груди, — так вы уменьшите вероятность травм. То же следует делать, если вас по какой-либо другой причине выбросило из седла мотоцикла.
Острая ситуация возникает и тогда, когда перед мототуристом неожиданно появляется препятствие: поперек дороги занесло автомобиль, опрокинулся контейнер, проломив борт грузовика. Что делать, если применение тормозов не обеспечивает своевременной остановки, а объехать препятствие нет никакой возможности? Тут рекомендуется воспользоваться приемом, который обычно разучивают мотоспортсмены для быстрого разворота без остановки.
Суть его заключается в следующем. Мотоцикл наклоняют влево и тормозят задним тормозом — в результате появления момента относительно центра тяжести машину начинает заносить. В это мгновение мотоциклист выбрасывает левую ногу и, опираясь ею о землю, одновременно прибавляет газ — занос происходит еще более интенсивно. В итоге мотоцикл разворачивается вокруг ноги водителя. В нужный момент машину выравнивают, продолжая движение уже в обратном направлении. Учиться этому приему, именуемому «левым разворотом», следует сначала на рыхлой земле, поскольку здесь легче вызвать занос мотоцикла, да и падение безопасно.
Еще одна возможная ситуация в дальней дороге. Мотоцикл с большой скоростью идет по шоссе. Вдруг мгновенно нарастает звенящий звук — и… заднее колесо пошло юзом: заклинило поршень! На одноцилиндровом двигателе перед заклиниванием поршня проходит секунда-другая, и это позволяет по нарастанию характарного звенящего звука предупредить самый опасный момент, выжав рычаг сцепления. Хуже у двухцилиндровых двигателей: один поршень уже находится на грани заклинивания, а второй все еще бодро движется, создавая иллюзию нормальной работы. Время на раздумывание остается самое минимальное. Когда у вас появляется подозрение в возможности заклинивания, уменьшите скорость. Если же вы прозевали кульминационный момент и заднее колесо пошло юзом, не теряйтесь, мгновенно выжимайте рычаг сцепления, выравнивайте мотоцикл и двигайтесь накатом, чтобы охладить цилиндры.
Описание разнообразных дорожных ситуаций можно было бы продолжить, но наша цель — приведенными примерами показать, насколько важно научиться анализировать дорожную обстановку и быть готовыми к различным неожиданностям.